Методологические проблемы осмысления связи права и морали
Аннотация
В статье вопросы методологии исследования связи права и морали предстают как поиск его концептуального основания, которое позволило бы не отбросить, а лишь преодолеть недостатки доминирующего шаблонного восприятия этой связи, сформированного в рамках классической и современной немецкой философии права. Существо авторской позиции в том, что вопрос о характере и существе связи права и морали находится в поле сопоставления правового и морального сознания.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 10/2024 |
Страницы | 57-62 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-10-57-62 |
1. Как показывает анализ философской-правовой литературы, как современной, так и классической, размышления практически над любым вопросом, касающимся права, о природе ли его, о сущности ли, о содержании ли и его проявлениях, рано или поздно (и в конечном счете) логично, закономерно выводят на вопрос о связи права и морали и, соответственно, о сущностной и функциональной связанности моральных и правовых проблем. Решение проблемы соотношения права и морали актуально в практическом плане прежде всего потому, что связано с согласованием права, доминирующего в своей огосударствленной форме, с моральными ограничениями и ориентирами общественной жизни, а также с другими формами организации и воспроизводства правовой жизни.
К сказанному следует добавить, что многие философско-правовые, да и юридические, проблемы возникают вследствие неверного — и традиционного — исходного посыла в понимании связи права и морали, а именно, что право, в сущности, есть историко-культурное продолжение и преображение некой изначальной, полусоциальной морали (нравственности). В результате возникает непреодолимое препятствие для понимания природы как права, так и морали.
К указанному следует прибавить еще три момента в понимании связи права и морали, характерных для философско-правовых исследований.
Первый момент: и мораль, и право традиционно сравниваются друг с другом по второстепенным характеристикам, тогда как существенное их различие кроется не в структурно-функциональном, а в содержательном плане. Так, нормативно-регулятивный строй и права, и морали, в сущности, один и тот же, а потому их сравнение в этом аспекте, часто приводящем к сравнению в целом, до сих пор не сдвинуло проблему понимания сущностной связи права и морали с места. Эту вызывающую сомнения традицию наиболее последовательно и вполне убедительно если не заложил, то воспроизвел И. Кант, и она затем практически единодушно развивалась не только в западноевропейской юриспруденции и философии, но и отечественной философии.
Второй момент: привычным предметом анализа является связь права и морали как таковых вообще. И поскольку как мораль вообще, так и право вообще — абстракция, конструировать их связь можно как угодно.