Дата публикации: 10.10.2024

Детоубийство в Древнем мире и его правовые ограничения

Аннотация

В статье рассматривается эволюция отношения к детям в древних цивилизациях: от непререкаемой власти родительской над ними и возможности их убийства до первых законодательных запретов, определявших право детей на жизнь, а также норм, поощряющих сохранение и преумножение потомства. Автор акцентирует внимание на римской правовой мысли и римских законах, ограничивающих детоубийство и стимулирующих деторождение, ставших величайшими достижениями человечества в отношении детей. Эти законы были центральной частью системы сдержек, с помощью которых побеждалась малонаселенность государства, укреплялась империя, оставившая неизгладимый след в истории человеческой цивилизации.




Жестокое обращение с детьми не является исключительно современным явлением, а его крайнюю форму — детоубийство — можно проследить на протяжении всей культурной и религиозной истории человечества.

Степень, в которой человеческие жертвоприношения практиковались цивилизацией в прошлом, остается предметом научных споров. Нынешний консенсус, по-видимому, заключается в том, что это действительно имело место, но никогда не было столь широко распространено, как это полагали ранее. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что постепенная колонизация мира европейцами-христианами с конца XV в., положила конец этой практике в таких местах, как Центральная Америка, где она, без всякого сомнения, существовала в массовых масштабах.

С библейских времен дети считались расходным материалом, который можно заменить, а их родители имели над ними непререкаемую власть.

Американский археолог Уильям Ф. Олбрайт считал, что ранние семитские жители Месопотамии и Сирии почитали Малика (Malik/Maluk) как божество-покровителя, которому давали обеты и приносили ему детей в жертву в тяжелых обстоятельствах.

Финикийскому богу Баалу Хаммону приносили в жертву своих первенцев, которых сжигали в огненной яме Тофет. По мере того как с течением времени ритуалы менялись, люди начали покупать для этих целей детей из более бедных семей.

Список литературы

1. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. Т. 1 / ответственный редактор И.Л. Маяк. Москва : Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. 272 c.
2. Дионисий Галикарнасский. Римские древности. В 3 томах. Т. 2 / ответственный редактор И.Л. Маяк. Москва : Издательский дом «Рубежи XXI», 2005. 274 c.
3. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. В 2 томах. Т. 1 / Плутарх. Москва : Наука, 1994. 702 c.
4. Фрэзер Дж.Дж. Золотая ветвь: Исследование магии и религии. В 2 томах. Т. 1. Гл. I–XXIX / Дж.Дж. Фрэзер ; перевод с английского М. Рыклина. Москва : ТЕРРА-Книжный клуб, 2001. 525 c.
5. Albright, W.F. Archaeology and the Religion of Israel / W.F. Albright. Baltimore : John Hopkins Press, 1953. 246 p.
6. Gallagher, B.D. A Brief Legal History of Institutionalized Child Abuse / B.D. Gallagher // Boston College Third World Law Yournal. 1997. Vol. 17. Iss. 1. Art. 2. P. 1–30.
7. Mosca, P.G. The Child Sacrifice in Canaanite and Israelite Religion: A Study in Mulk and mlk : Unpublished Dissertation / P.G. Mosca. Harvard University, 1975. 568 p.
8. Payne, G.H. The Child in Human Progress / G.H. Payne. New York and London : G.P. Putnam's sons, 1916. 400 p.
9. Shuckburgh, E.S. Augustus; the life and times of the founder of the Roman Empire [63–14 BC] / E.S. Shuckburgh. London : T.F. Unwin, 1903. 318 p.

Остальные статьи