Детоубийство в Древнем мире и его правовые ограничения
Аннотация
В статье рассматривается эволюция отношения к детям в древних цивилизациях: от непререкаемой власти родительской над ними и возможности их убийства до первых законодательных запретов, определявших право детей на жизнь, а также норм, поощряющих сохранение и преумножение потомства. Автор акцентирует внимание на римской правовой мысли и римских законах, ограничивающих детоубийство и стимулирующих деторождение, ставших величайшими достижениями человечества в отношении детей. Эти законы были центральной частью системы сдержек, с помощью которых побеждалась малонаселенность государства, укреплялась империя, оставившая неизгладимый след в истории человеческой цивилизации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 10/2024 |
Страницы | 39-44 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-10-39-44 |
Жестокое обращение с детьми не является исключительно современным явлением, а его крайнюю форму — детоубийство — можно проследить на протяжении всей культурной и религиозной истории человечества.
Степень, в которой человеческие жертвоприношения практиковались цивилизацией в прошлом, остается предметом научных споров. Нынешний консенсус, по-видимому, заключается в том, что это действительно имело место, но никогда не было столь широко распространено, как это полагали ранее. Что можно сказать с уверенностью, так это то, что постепенная колонизация мира европейцами-христианами с конца XV в., положила конец этой практике в таких местах, как Центральная Америка, где она, без всякого сомнения, существовала в массовых масштабах.
С библейских времен дети считались расходным материалом, который можно заменить, а их родители имели над ними непререкаемую власть.
Американский археолог Уильям Ф. Олбрайт считал, что ранние семитские жители Месопотамии и Сирии почитали Малика (Malik/Maluk) как божество-покровителя, которому давали обеты и приносили ему детей в жертву в тяжелых обстоятельствах.
Финикийскому богу Баалу Хаммону приносили в жертву своих первенцев, которых сжигали в огненной яме Тофет. По мере того как с течением времени ритуалы менялись, люди начали покупать для этих целей детей из более бедных семей.