Дата публикации: 10.10.2024

Коллегиальные органы управления в сфере национальной безопасности в России: историко-правовой анализ

Аннотация

В статье показано, что комплексное решение проблем безопасности государства, сохранение его суверенитета и территориальной целостности требуют консолидации усилий всей машины государственного управления. Координация этой деятельности выходит за рамки ведомственной компетенции и возлагается на коллегиальные органы при главе государства. В Российской империи формирование подобных коллегиальных органов осуществлялось с начала ХХ в. Автор рассматривает правовую основу деятельности высших коллегиальных органов в области обороны и безопасности в их исторической ретроспективе.




В настоящее время в России сформирован и действует Совет Безопасности Российской Федерации, который играет важную роль в формировании основ внутренней и внешней политики, в предотвращении и ликвидации чрезвычайных и иных кризисных ситуаций. Главное предназначение Совета Безопасности как совещательного органа — подготовка решений Президента РФ по важнейшим вопросам национальной безопасности.

В России Совет Безопасности был образован 3 июня 1992 г. указом Президента РФ № 547, а распоряжением Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 266-рп была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. Для России это был новый орган, предназначение, задачи, функции которого в начале 1990-х годов постоянно корректировались. Но истоки создания подобных советов при главе государства уходят вглубь Российской империи. Созданию подобных органов всегда сопутствовали некие чрезвычайные обстоятельства. Первый Совет при главе государства был создан в июне 1905 г. Появление этого органа связывают с неудачами русско-японской войны. Требовалась перестройка всей системы обороны государства, реорганизация армии и деятельности министерств и ведомств в вопросах военного строительства. Не случайно разработкой Положения о Совете занимался по поручению Николая II великий князь Николай Николаевич, профессиональный военный и человек, имеющий авторитет в государстве. Впоследствии великий князь и возглавил этот Совет.

Какими полномочиями был наделен Совет государственной обороны. Во-первых, председатель Совета имел право личного доклада государю, а также право запрашивать необходимую информацию от министров и глав ведомств по вопросам деятельности Совета. Во-вторых, в деятельности Совета акцент был сделан на подготовку экономики и вооруженных сил государства на случай войны. В-третьих, Совет был наделен правом осуществлять контроль за реализацией мер по реорганизации обороны страны. В-четвертых, хотя Совет имел право представлять на рассмотрение императора предложения в сфере государственной обороны, но реальной властью не обладал. Совет не был наделен распорядительными полномочиями, а его постановления исполнялись министерствами и ведомствами империи только после утверждения их императором.

Были ли реальные результаты от деятельности Совета государственной обороны? Так, по мнению историков, в результате деятельности Совета была налажена система взаимодействия разных ведомств в системе высшего военного управления, а также ограничено влияние членов царской семьи (прежде всего, великих князей) на дела армии и флота.

Совет государственной обороны Российской империи просуществовал только 4 года (был ликвидирован в 1909 г.). Основная причина — излишняя самостоятельность Совета в подготовке планов развития вооруженных сил империи.

Список литературы

1. Бурдужук В.И. «Властное многоголовье» и как его ликвидировали… / В.И. Бурдужук // Военно-исторический журнал. 1995. № 5. С.4–10.
2. Калинин М.И. Образование Государственного Комитета Обороны / М.И. Калинин, И.В. Сталин // Сталин И.В. Сочинения. В 15 томах. Т. 15. 1941–1945. Москва : Писатель, 1997. С. 55.
3. Кокошин А.А. Стратегическое управление: Теория, исторический опыт, сравнительный анализ, задачи для России / А.А. Кокошин. Москва : МГИМО (У) МИД РФ; РОССПЭН, 2003. 526 с.
4. Полянский М.С. Эволюция высших органов военного управления Российского государства (XX — начало XXI вв.) / М.С. Полянский, Е.Е. Степанова, В.С. Параскевов, О.В. Саксонов. Санкт-Петербург : Наукоемкие технологии, 2022. 198 с.

Остальные статьи