Коллегиальные органы управления в сфере национальной безопасности в России: историко-правовой анализ
Аннотация
В статье показано, что комплексное решение проблем безопасности государства, сохранение его суверенитета и территориальной целостности требуют консолидации усилий всей машины государственного управления. Координация этой деятельности выходит за рамки ведомственной компетенции и возлагается на коллегиальные органы при главе государства. В Российской империи формирование подобных коллегиальных органов осуществлялось с начала ХХ в. Автор рассматривает правовую основу деятельности высших коллегиальных органов в области обороны и безопасности в их исторической ретроспективе.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 10/2024 |
Страницы | 22-27 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-10-22-27 |
В настоящее время в России сформирован и действует Совет Безопасности Российской Федерации, который играет важную роль в формировании основ внутренней и внешней политики, в предотвращении и ликвидации чрезвычайных и иных кризисных ситуаций. Главное предназначение Совета Безопасности как совещательного органа — подготовка решений Президента РФ по важнейшим вопросам национальной безопасности.
В России Совет Безопасности был образован 3 июня 1992 г. указом Президента РФ № 547, а распоряжением Президента РФ от 3 июня 1992 г. № 266-рп была утверждена временная структура аппарата Совета Безопасности. Для России это был новый орган, предназначение, задачи, функции которого в начале 1990-х годов постоянно корректировались. Но истоки создания подобных советов при главе государства уходят вглубь Российской империи. Созданию подобных органов всегда сопутствовали некие чрезвычайные обстоятельства. Первый Совет при главе государства был создан в июне 1905 г. Появление этого органа связывают с неудачами русско-японской войны. Требовалась перестройка всей системы обороны государства, реорганизация армии и деятельности министерств и ведомств в вопросах военного строительства. Не случайно разработкой Положения о Совете занимался по поручению Николая II великий князь Николай Николаевич, профессиональный военный и человек, имеющий авторитет в государстве. Впоследствии великий князь и возглавил этот Совет.
Какими полномочиями был наделен Совет государственной обороны. Во-первых, председатель Совета имел право личного доклада государю, а также право запрашивать необходимую информацию от министров и глав ведомств по вопросам деятельности Совета. Во-вторых, в деятельности Совета акцент был сделан на подготовку экономики и вооруженных сил государства на случай войны. В-третьих, Совет был наделен правом осуществлять контроль за реализацией мер по реорганизации обороны страны. В-четвертых, хотя Совет имел право представлять на рассмотрение императора предложения в сфере государственной обороны, но реальной властью не обладал. Совет не был наделен распорядительными полномочиями, а его постановления исполнялись министерствами и ведомствами империи только после утверждения их императором.
Были ли реальные результаты от деятельности Совета государственной обороны? Так, по мнению историков, в результате деятельности Совета была налажена система взаимодействия разных ведомств в системе высшего военного управления, а также ограничено влияние членов царской семьи (прежде всего, великих князей) на дела армии и флота.
Совет государственной обороны Российской империи просуществовал только 4 года (был ликвидирован в 1909 г.). Основная причина — излишняя самостоятельность Совета в подготовке планов развития вооруженных сил империи.