Государственная политика по вопросу о посещении исповеди верующими в XVIII — начале ХIX вв. (на примере Тобольской губернии)
Аннотация
Рассматривается государственная политика по вопросу посещения верующими исповеди на протяжении XVIII — начала ХIX вв. Раскрывается механизм контроля за посещением исповеди и причастия населением с периода правления Петра I до начала правления Александра I. На примере Тобольской губернии показаны особенности взаимодействия между светской и духовной властью по вопросу учета не явившихся на исповедь и выявления причин, тому способствующих.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 10/2024 |
Страницы | 16-21 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-10-16-21 |
Изучение вопросов государственно-конфессиональной политики имперского периода остается актуальным направлением. Становление имперских властных институтов в период правления Петра I в конечном счете способствовало тому, что церковь стала выступать одним из элементов государственно-бюрократического аппарата. Ярким проявлением активного вмешательства государства в церковную сферу является внедрение практики контроля за посещением исповеди верующими.
В отечественной историографии Н.В. Алексеева, Л.А. Таймасов обратили внимание на становление законодательной базы, регулирующей процессы контроля за исповедью. В частности, четкая законодательная регламентация института исповеди выступала в качестве важного инструмента, с помощью которого государство осуществляло контроль «за благонадежностью православного населения».
Проанализировал реализацию таинства исповеди на материалах Олонецкой епархии М.В. Пулькин, в частности сформулировав вывод о том, что «в XVIII в. основу организации исповеди составляли преследования тех, кто по тем или иным причинам избегал таинства покаяния».
М.В. Корогодина, рассматривая эволюцию таинства исповеди в российском обществе XVIII в., приходит к выводу, что исповедь переходит из личной сферы в гражданскую обязанность. Итогом такой трансформации становится «ответственность за прегрешения», которые теперь становятся на уровень государственных.
О.П. Цысь, изучая практику исповеди и причастия в «инородческих» приходах Тобольского севера, подчеркивает, что «институт исповеди использовался как инструмент контроля за религиозно-нравственным состоянием прихожан», отмечая, что исполнение церковной обрядности у инородцев вызывало сложности, на которые светские и духовные власти смотрели сквозь пальцы.