Дата публикации: 10.10.2024

Государственная политика по вопросу о посещении исповеди верующими в XVIII — начале ХIX вв. (на примере Тобольской губернии)

Аннотация

Рассматривается государственная политика по вопросу посещения верующими исповеди на протяжении XVIII — начала ХIX вв. Раскрывается механизм контроля за посещением исповеди и причастия населением с периода правления Петра I до начала правления Александра I. На примере Тобольской губернии показаны особенности взаимодействия между светской и духовной властью по вопросу учета не явившихся на исповедь и выявления причин, тому способствующих.




Изучение вопросов государственно-конфессиональной политики имперского периода остается актуальным направлением. Становление имперских властных институтов в период правления Петра I в конечном счете способствовало тому, что церковь стала выступать одним из элементов государственно-бюрократического аппарата. Ярким проявлением активного вмешательства государства в церковную сферу является внедрение практики контроля за посещением исповеди верующими.

В отечественной историографии Н.В. Алексеева, Л.А. Таймасов обратили внимание на становление законодательной базы, регулирующей процессы контроля за исповедью. В частности, четкая законодательная регламентация института исповеди выступала в качестве важного инструмента, с помощью которого государство осуществляло контроль «за благонадежностью православного населения».

Проанализировал реализацию таинства исповеди на материалах Олонецкой епархии М.В. Пулькин, в частности сформулировав вывод о том, что «в XVIII в. основу организации исповеди составляли преследования тех, кто по тем или иным причинам избегал таинства покаяния».

М.В. Корогодина, рассматривая эволюцию таинства исповеди в российском обществе XVIII в., приходит к выводу, что исповедь переходит из личной сферы в гражданскую обязанность. Итогом такой трансформации становится «ответственность за прегрешения», которые теперь становятся на уровень государственных.

О.П. Цысь, изучая практику исповеди и причастия в «инородческих» приходах Тобольского севера, подчеркивает, что «институт исповеди использовался как инструмент контроля за религиозно-нравственным состоянием прихожан», отмечая, что исполнение церковной обрядности у инородцев вызывало сложности, на которые светские и духовные власти смотрели сквозь пальцы.

Список литературы

1. Алексеева Н.В. Формирование законодательной базы в России при попытке установления контроля над церковной исповедью в XVIII в. / Н.В. Алексеева // Вестник Череповецкого государственного университета. 2013. № 2–1 (47). С. 23–26.
2. Алексеева Н.В. Церковная реформа Петра I: новое в практике / Н.В. Алексеева // Ученые записки Череповецкого государственного университета. 2015. № 2. С. 35–39.
3. Ильин В.Н. «Противораскольническая» государственно-конфессиональная политика в России периода правления Петра I / В.Н. Ильин, В.А. Должиков // Вестник Томского государственного университета. История. 2021. № 70. С. 19–25.
4. Корогодина М.В. Исповедь в России в XVIII в.: церковный или гражданский суд? / М.В. Корогодина // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2009. № 2. С. 119–123.
5. Пулькин М.В. Таинство покаяния: проблемы осуществления в XVIII — начале XX вв. (по материалам Олонецкой епархии) / М.В. Пулькин // Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. 2010. Т. 4. № 2. С. 134–144.
6. Реснянский С.И. Церковно-государственная политика Петра I / С.И. Реснянский, Е.А. Куренкова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: История и политические науки. 2022. № 2. С. 21–29.
7. Таймасов Л.А. Российское право о таинстве исповеди в эпоху Петра I / Л.А. Таймасов // Вестник Российского университета кооперации. 2022. № 4 (50). С. 125–129.
8. Цысь О.П. Таинства исповеди и причастия в «инородческих» приходах Тобольского севера (XVIII — начало ХХ) / О.П. Цысь // Вестник угроведения. 2020. Т. 10. № 4. С. 787–798.

Остальные статьи