Государственное устройство России: уметь на опыте прошлого моделировать будущее
Аннотация
Рассматриваются вопросы перспективного моделирования государственного устройства России при развитии евразийской интеграции до формирования общего государственного объединения. На опыте Российской империи и Советского Союза оцениваются варианты расширения Российской Федерации, создания на ее основе союзного государства (Российского Союза) и перехода к конституционно-правовой практике ассоциированных отношений Российской Федерации с другими государствами.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | История государства и права № 10/2024 |
Страницы | 8-15 |
DOI | 10.18572/1812-3805-2024-10-8-15 |
Русская государственность как геополитический процесс самоопределения во времени и пространстве цивилизационного союза славянских, угро-финских, тюркских и иных народов, спаянных русским языком и православной духовностью, являла миру Россию в государственной форме то Московского царства, то Российской империи, то Союза Советских Социалистических Республик. После 1991 г. историческая Россия оказалась рассыпанной на несколько осколков, ставших независимыми государствами, наиболее крупным из которых оказалась Российская Федерация. Однако Российская Федерация только в 2020 г. заявила о признании ею правопреемственности от СССР и о себе как о правопродолжателе (ч. 1 ст. 67.1 Конституции РФ). Если в вопросе о республиканской форме правления на послесоветском пространстве пока царит относительное единодушие, этого не скажешь о подходах к целям и смыслу евразийской интеграции. Каким будет государственное устройство исторической России завтра? Способно ли возродиться ее государственное единство?
Совсем не случайно Соглашение о создании СНГ и ликвидации СССР фактически начиналось словами: «Союз ССР как субъект международного права и геополитическая реальность прекращает свое существование». Для разрушителей исторической России было важно, чтобы при построении раздельных демократических правовых государств ни одно из них не стало правопреемником Советского Союза. Понадобилось 30 лет, чтобы против этого нигилистического политико-правового принципа выступила Российская Федерация.
Российская Федерация — Россия ныне есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ). В соответствии с обычаем и общепринятыми нормами международного права территория Российской Федерации включает в себя территории ее субъектов, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ним (ч. 1 ст. 67 Конституции РФ). Федеративное устройство российского государства основано на принципах государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации (ч. 3 ст. 5 Конституции РФ).
Такова конституционная ситуация с российским государственным устройством на настоящий момент. Какова может быть модель государственного устройства России в будущем?
На политико-правовом опыте Российской империи, Союза ССР и, в меньшей степени, Европейского союза следует попытаться смоделировать государственное устройство пространства исторической России, ныне послесоветского пространства.