Конституционно-правовые проблемы функционирования института российского президентства
Аннотация
Современный институт российского президента является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его функционирование остается условием, непосредственно влияющим на обеспечение конституционализма в государстве. В статье исследуется проблематика института президентства в Российской Федерации в контексте конституционно-правового обеспечения полномочий главы государства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 10/2024 |
Страницы | 36-43 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-10-36-43 |
Институт президентства в Российской Федерации имеет сравнительно небольшую историю, с начала с 1991 г., однако за время своего существования он неоднократно подвергался реформированию. Дискуссионными остаются вопросы о том, к какому типу правления относится Российская Федерация: президентскому, полупрезидентскому или суперпрезидентскому. Предпосылкой к научным спорам является неопределенное правовое положение Президента РФ в структуре государственной власти.
По Конституции РФ (ст. 11) президент, осуществляя государственную власть в качестве главы государства, не относится ни к одной из традиционных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Собственный конституционный статус и особое положение в механизме разделения властей позволяют данному правовому институту оказывать определяющее воздействие на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Система разделения властей в Российской Федерации на конституционном уровне является несбалансированной, с асимметрией в сторону полномочий Президента РФ, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему. Анализируя недостатки действующей Конституции РФ, ученый-правовед профессор М.И. Пискотин одним из таких недостатков считает «наделение Президента чрезмерно большими полномочиями». Таким образом, конституционными положениями местоположение Президента России определено вне системы разделения властей, с возможностью прямого влияния на элементы государственной системы. Формулировки, содержащиеся в Конституции и касающиеся статуса Президента России, характеризуются неопределенностью, открывая перед главой государства широкий горизонт деятельности в сфере воздействия на функционирование системы разделения властей.
В настоящее время в конституционной доктрине существует несколько позиций в отношении правового статуса Президента РФ.
К первой группе относятся исследователи, отождествляющие институт президента с исполнительной властью или максимально приближающие его к этой роли. Вторая позиция связана с наделением его особым статусом, основываясь на функциях и полномочиях президента в структуре разделения властей и управления страной. Третья группа исследователей полагает, что институт президента объединяет в себе статус главы государства с выполнением роли арбитра при управлении страной. В частности, Н.М. Добрынин считает, что «Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой к выполнению возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России».
Подобное видение де-факто констатирует существование самостоятельной президентской ветви власти. Таким образом, статус Президента России не может быть определен в качестве обособленного положения, но представляет собой отдельную ветвь власти. Так, Г.Н. Чеботарев утверждает, что фактическое положение и роль Президента России в системе разделения властей, его исключительные полномочия по координации деятельности всех ветвей государственной власти позволяют говорить о реальном существовании в Российской Федерации президентской власти как самостоятельной ветви власти.