Дата публикации: 04.10.2024

Конституционно-правовые проблемы функционирования института российского президентства

Аннотация

Современный институт российского президента является одним из ключевых в системе органов государственной власти. Его функционирование остается условием, непосредственно влияющим на обеспечение конституционализма в государстве. В статье исследуется проблематика института президентства в Российской Федерации в контексте конституционно-правового обеспечения полномочий главы государства.




Институт президентства в Российской Федерации имеет сравнительно небольшую историю, с начала с 1991 г., однако за время своего существования он неоднократно подвергался реформированию. Дискуссионными остаются вопросы о том, к какому типу правления относится Российская Федерация: президентскому, полупрезидентскому или суперпрезидентскому. Предпосылкой к научным спорам является неопределенное правовое положение Президента РФ в структуре государственной власти.

По Конституции РФ (ст. 11) президент, осуществляя государственную власть в качестве главы государства, не относится ни к одной из традиционных ветвей государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной). Собственный конституционный статус и особое положение в механизме разделения властей позволяют данному правовому институту оказывать определяющее воздействие на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти. Система разделения властей в Российской Федерации на конституционном уровне является несбалансированной, с асимметрией в сторону полномочий Президента РФ, с неравным положением других ветвей власти по отношению к нему. Анализируя недостатки действующей Конституции РФ, ученый-правовед профессор М.И. Пискотин одним из таких недостатков считает «наделение Президента чрезмерно большими полномочиями». Таким образом, конституционными положениями местоположение Президента России определено вне системы разделения властей, с возможностью прямого влияния на элементы государственной системы. Формулировки, содержащиеся в Конституции и касающиеся статуса Президента России, характеризуются неопределенностью, открывая перед главой государства широкий горизонт деятельности в сфере воздействия на функционирование системы разделения властей.

В настоящее время в конституционной доктрине существует несколько позиций в отношении правового статуса Президента РФ.

К первой группе относятся исследователи, отождествляющие институт президента с исполнительной властью или максимально приближающие его к этой роли. Вторая позиция связана с наделением его особым статусом, основываясь на функциях и полномочиях президента в структуре разделения властей и управления страной. Третья группа исследователей полагает, что институт президента объединяет в себе статус главы государства с выполнением роли арбитра при управлении страной. В частности, Н.М. Добрынин считает, что «Президент не включается непосредственно ни в одну из трех ветвей власти: ни в законодательную, ни в исполнительную, ни в судебную. Это является предпосылкой к выполнению возложенной на Президента задачи обеспечивать согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти России».

Подобное видение де-факто констатирует существование самостоятельной президентской ветви власти. Таким образом, статус Президента России не может быть определен в качестве обособленного положения, но представляет собой отдельную ветвь власти. Так, Г.Н. Чеботарев утверждает, что фактическое положение и роль Президента России в системе разделения властей, его исключительные полномочия по координации деятельности всех ветвей государственной власти позволяют говорить о реальном существовании в Российской Федерации президентской власти как самостоятельной ветви власти.

Список литературы

1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации : учебник для вузов / М.В. Баглай. 3-е изд., изм. и доп. Москва : Норма : ИНФРА-М, 2001. 784 с.
2. Велигурова А.В. Проблема реализации принципа разделения властей в Российской Федерации / А.В. Велигурова // Финансово-правовое агентство. URL: <a href="http://www.fpa.su/" target="_blank">http://www.fpa.su/</a> (дата обращения: 19.02.2024).
3. Добрынин Н.М. Основы конституционного (государственного) права Российской Федерации: 100 вопросов и ответов : Практическое руководство. Современная версия новейшей истории государства / Н.М. Добрынин. 3-е изд., перераб. и доп. Новосибирск : Наука, 2013. 6
4. Каткова И.С. Проблемы института президентства в России / И.С. Каткова, А.М. Баскакова // Научное сообщество студентов XXI столетия. Общественные науки : материалы XXXVIII Международной студенческой научно-практической конференции (г. Новосибирск, 21 январ
5. Краснов М.А. Законодательно закрепленные полномочия Президента России: необходимость или сервилизм? / М.А. Краснов // Сравнительное конституционное обозрение. 2011. № 4 (83). С. 91–103.
6. Масленников К.И. Реализация конституционных полномочий Президента Российской Федерации в полномочиях контрольного управления администрации Президента Российской Федерации / К.И. Масленников // Инновационные научные исследования в гуманитарных, естественны
7. Окуньков Л.А. Конституционный статус Президента Российской Федерации / Л.А. Окуньков // Конституционное законодательство России / Г.А. Гаджиев, В.П. Кашепов, Н.М. Колосова [и др.] ; под общей редакцией А.А. Тихомирова. Москва : Городец : Формула права, 19
8. Пискотин М.И. Россия в XX веке: неоконченная трагедия / М.И. Пискотин. Москва : Форум, 2001. 442 с.
9. Сахаров Н.А. Институт президентства в современном мире / Н.А. Сахаров. Москва : Юридическая литература, 1994. 175 с.
10. Чеботарев Г.Н. Особенности реализации конституционного принципа разделения властей в Российской Федерации на современном этапе / Г.Н. Чеботарев // Вестник Тюменского государственного университета. 2009. № 2. С. 15–24.

Остальные статьи