Правовые риски отсутствия разрешения Правительственной комиссии и несоблюдения предусмотренных им условий осуществления сделок с акциями и долями в уставном капитале хозяйственного общества
Аннотация
Отсутствие разрешения Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации на осуществление (исполнение) сделок (операций) с акциями и долями в уставном капитале хозяйственных обществ может влечь для сторон таких сделок (операций) ряд правовых рисков. Равно как и несоблюдение сторонами содержащихся в нем условий потенциально может влечь негативные последствия. На основе существующей и формирующейся судебной практики автор делает вывод о возможной ничтожности сделки в случае несоблюдения условий разрешения Правительственной комиссии на основании п. 2 ст. 168 Гражданского кодекса РФ и примененного по аналогии п. 56 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 10/2024 |
Страницы | 15-21 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-10-15-21 |
Контрсанкционные меры, которые вводятся в России с конца февраля 2022 г. в соответствии с указами Президента РФ, затрагивают, в частности, сделки (операции) с акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ. Если такие сделки (операции) совершаются с лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, а в некоторых случаях и с иностранными лицами, не являющимися лицами иностранных государств, совершающих недружественные действия, на их совершение (исполнение) необходимо разрешение Правительственной комиссии по контролю за осуществлением иностранных инвестиций в Российской Федерации (далее ― разрешение Правительственной комиссии). Разрешение Правительственной комиссии при необходимости может содержать условия осуществления (исполнения) сделок (операций) с акциями и долями в уставных капиталах хозяйственных обществ.
Нарушение требования о необходимости получения разрешения Правительственной комиссии, как и любого другого императивного требования закона, влечет за собой определенные правовые риски, которые относятся к группе рисков, связанных с участием в корпоративных организациях. Поскольку отсутствие разрешения Правительственной комиссии, равно как и несоблюдение его условий для лица, к которому перешла доля (акции) в уставном капитале в результате совершения соответствующей сделки (операции), являющейся основанием для возникновения правоотношения участия, в динамике этих правоотношений влечет риск утраты доли (акций) в уставном капитале. Для того чтобы идентифицировать эти риски, необходимо определить правовую природу разрешения Правительственной комиссии.
С точки зрения гражданского права, на первый взгляд, как представляется, разрешение Правительственной комиссии возможно было бы квалифицировать в качестве согласия на совершение сделки (ст. 157.1 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ― ГК РФ)). По крайней мере, учитывая суть и правовое значение разрешения Правительственной комиссии, оно отвечает сущностным характеристикам согласия на совершение сделки. Даже несмотря на то, что выдаваемый Правительственной комиссией документ именуется разрешением, а не согласием.
Однако стоит обратить внимание на то, что в п. 2 ст. 157.1 ГК РФ говорится о том, что такое согласие должно требоваться в соответствии с законом, тогда как необходимость получения разрешения Правительственной комиссии предусмотрена указами Президента РФ, которые в соответствии с п. 6 ст. 3 ГК РФ относятся к иным правовым актам. Поэтому, с точки зрения буквы закона, разрешение Правительственной комиссии не является согласием на совершение сделки.
Это означает, что ст. 173.1 ГК РФ, которая предусматривает по общему правилу оспоримость сделок, совершенных без необходимого в силу закона согласия третьего лица, органа юридического лица или государственного органа либо органа местного самоуправления, неприменима. Об этом прямо говорится в п. 90 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее ― Постановление Пленума ВС РФ № 25). При этом далее в указанном пункте говорится, что по общему правилу последствием заключения такой сделки (сделки без согласия, которое необходимо в силу предписания нормативного правового акта, не являющегося законом. ― Добавление А.А.) без необходимого согласия является возмещение соответствующему третьему лицу причиненных убытков (ст. 15 ГК РФ). Таким образом, исходя из позиции Верховного Суда РФ, в случае отсутствия разрешения Правительственной комиссии, необходимость получения которого предусмотрена указами Президента РФ, последствием должно являться право третьего лица на возмещение убытков. По смыслу приведенной позиции таким третьим лицом должна являться Правительственная комиссия.