Коммерческая концессия и франчайзинг – соотношение понятий
Аннотация
В данной статье рассматривается проблема определения коммерческой концессии как гражданско-правового договора и способа осуществления предпринимательской деятельности. Также сравниваются понятия франчайзинга, которые используются для определения аналогичных видов договоров во многих иностранных государствах и коммерческой концессии в российском законодательстве. В статье проанализированы термины «коммерческая концессия» и «франчайзинг».
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 10/2024 |
Страницы | 8-14 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-10-8-14 |
Правовое регулирование договора коммерческой концессии установлено в главе 54 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ― ГК РФ). Однако в российском гражданском законодательстве нет однозначного легального определения понятия коммерческой концессии. В статье 1027 ГК РФ приводится лишь определение предмета договора коммерческой концессии, а попытки ученых-правоведов дать более широкое определение этого понятия основываются на анализе признаков и содержания договора.
С.А. Бобков рассматривает коммерческую концессию как «способ осуществления предпринимательской деятельности, в рамках которого одна сторона-правообладатель, являющаяся профессиональным предпринимателем, коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, предоставляет другой стороне ― пользователю, также являющейся профессиональным предпринимателем, на условиях заключенного между ними договора право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс исключительных прав, принадлежащий правообладателю, обязательными элементами которого являются право на фирменное наименование и коммерческое обозначение и права на охраняемую коммерческую информацию, а факультативными элементами могут являться права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав ― товарный знак и т.д.».
Таким образом, коммерческая концессия представляет собой модель бизнеса для осуществления предпринимательской деятельности, включающую систему юридических действий между субъектами предпринимательства в рамках инвестирования. Правообладатель предоставляет пользователю право использовать комплекс исключительных прав в своей деятельности на условиях, установленных в заключенном договоре. Необходимо обратить внимание на то, что эти правоотношения не ограничиваются только договором, а включают в себя соблюдение других правовых норм до заключения и после исполнения договора.
Франчайзинг рассматривается как аналог российского договора коммерческой концессии, представляющий собой средство для успешных компаний в конкретной сфере деятельности предоставить другим предпринимателям право на ведение бизнеса под своим брендом (торговой маркой). В связи с изложенным в доктрине существует дискуссия о возможности и корректности применения понятий «франчайзинг», «франшиза», «коммерческая концессия» в правоотношениях при использовании франчайзинговой модели организации бизнеса.
Понятие «франчайзинг» произошло от французского слова ʻfranchiseʼ, которое первоначально означает лицензию (концессию) на осуществление определенной деятельности, которую выдает государство. По мнению Ю. Табастаевой, понятие «коммерческая концессия» представляет собой лицензию, однако выдается не государством, а частным лицом, этим и объясняется дополнительное слово «коммерческая».