Цены и ценовое регулирование в текущих экономических условиях
Аннотация
В статье автор, анализируя мнения ведущих российских ученых по данной проблематике, делает акцент на необходимости баланса между интересами государства, потребителя и производителя. Автор утверждает, что рост цен на потребительские товары, особенно наиболее востребованные, ухудшает уровень жизни наименее обеспеченных слоев населения. Банк России ставит своей целью удержание инфляции на уровне около 4% и для достижения этой цели применяет денежно-кредитную политику. Тем не менее автор обращает внимание на необходимость использования других методов для ограничения роста цен и поднимает вопрос об их эффективности и возможных негативных последствиях для экономики. В статье также отмечается, что Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. утверждена Президентом еще в 2017 г. и направлена на обеспечение национальных интересов и реализацию стратегических приоритетов России.
Ключевые слова
- Конституция Российской Федерации
- Банк России
- Стратегия экономической безопасности Российской Федерации
- российская экономика
- цены
- ценовая политика
- инфляция
- денежно-кредитная политика
- рыночное ценообразование
- дисбаланс
- государственное вмешательство
- методы воздействия на цены
- недопущение
- ограничение и устранение конкуренции
Тип | Статья |
Издание | Юрист № 10/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/1812-3929-2024-10-2-7 |
В последние годы российская экономика столкнулась с глобальными вызовами и беспрецедентным внешним давлением, которые не могли не отразиться на состоянии экономики в целом, на товарных рынках, производителях, продавцах и потребителях. Основным отражением происходящих процессов стали цены как на сырьевые товары, так и на товары народного потребления. Согласно данным, представленным экспертами Банка России, рост цен на потребительские товары (особенно наиболее востребованные) понижает уровень жизни и сильнее всего отражается на наименее обеспеченных слоях населения. Цель Банка России состоит в удержании устойчиво низкой инфляции, вблизи 4%. Денежно-кредитная политика обеспечивает достижение этой цели, но на это требуется время. Поэтому стремление ограничить рост цен другими методами вполне естественно. Вопрос в том, насколько эффективны эти методы и какие издержки и дисбалансы для экономики они могут создать.
Напомним, что еще в 2017 г. Президент своим указом утвердил Стратегию экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г. (далее ― Стратегия). Стратегия является основой для формирования и реализации государственной политики в сфере обеспечения экономической безопасности на федеральном, региональном, муниципальном и отраслевом уровнях. Также Стратегия призвана консолидировать усилия федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации (далее ― органы государственной власти), органов местного самоуправления, Центрального банка Российской Федерации и институтов гражданского общества по обеспечению экономической безопасности в целях защиты национальных интересов и реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.
В пункте 14 Стратегии целями государственной политики провозглашены укрепление экономического суверенитета Российской Федерации и повышение устойчивости экономики к воздействию внешних и внутренних вызовов и угроз, повышение уровня и улучшение качества жизни населения.
Цены напрямую влияют на качество жизни населения, поэтому государство вынуждено оперативно реагировать на возникающие в связи с кризисными явлениями рыночные дисбалансы. В ряде научных работ ведущих ученых ― экономистов и юристов рассматриваются вопросы соотносимости и применимости в разных условиях рыночных отношений и государственного регулирования цен.
Профессор В.Ф. Попондопуло в своей статье рассматривает вопросы пределов свободы рыночного ценообразования и границ государственного вмешательства в процессы рыночного ценообразования в свете концептуальных подходов к организации общества. Автор статьи отмечает, что подходы к организации общества могут осуществляться посредством обеспечения общественного процесса, основанного на общественном саморегулировании, и обеспечения общественного равновесия государственным регулированием. Эти подходы проявляют себя также в экономической сфере, включая процессы ценообразования, как то обеспечение рыночного процесса, включая свободное ценообразование, и рыночного равновесия посредством государственного регулирования цен на товары.