Дата публикации: 27.09.2024

Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах

Аннотация

Статья посвящена анализу прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах. Совершена попытка выявить преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения с точки зрения нескольких участников этих отношений: собственников помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающих и управляющих организаций.




Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является одной из важнейших задач управления таким домом (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Подход, при котором собственники помещений в многоквартирном доме в комплексе получают жилищные и коммунальные услуги от единого исполнителя (управляющая организация, ТСЖ, кооператив), долгое время был закреплен как главенствующий вариант организации предоставления коммунальных услуг при соответствующих способах управления многоквартирным домом (подп. 2, 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). На правоприменительном уровне схема предоставления коммунальных услуг через единого исполнителя коммунальных услуг связывалась со способом управления многоквартирным домом и признавалась судами реализованной даже в отсутствие заключенных в письменной форме договоров поставки коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающей организацией и лицом, управляющим многоквартирным домом.

С одной стороны, это позволяло иметь прозрачную правовую модель, при которой права бытовых потребителей коммунальных услуг наиболее гарантированы, с другой стороны, столь жесткое регулирование имело и обратный эффект: некоторые управляющие организации, ТСЖ, кооперативы злоупотребляли статусом исполнителя коммунальных услуг, несвоевременно перечисляли поставщикам «транзитные» денежные средства за коммунальные ресурсы, а то и вовсе направляли их на иные цели. Это оказывало негативное влияние на устойчивость деятельности ресурсоснабжающих организаций.

В этой связи законодатель постепенно ужесточал правила о расчетах между ресурсоснабжающими и управляющими организациями. Одновременно допускалась некоторая вариативность в реализации правовой модели ресурсоснабжения через исполнителя коммунальных услуг. Так, начиная с июня 2011 г. в многоквартирных домах можно было реализовать прямые расчеты между потребителями и поставщиками ресурсов. Расчетные отношения выстраивались по схеме внесения бытовым потребителем в пользу ресурсоснабжающей организации денежных средств за коммунальные ресурсы как третьим лицом, формально не состоящим с этим предприятием сферы ЖКХ в договорных отношениях.

В редких случаях ресурсоснабжающие организации принимали выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Это право (не обязанность) сторон договора ресурсоснабжения было закреплено в 2012 г.

Список литературы

1. Гордеев Д.П. Проблемы регулирования «прямых» договоров о предоставлении коммунальных услуг / Д.П. Гордеев // Семейное и жилищное право. 2018. № 6. С. 31–36.
2. Емельянова Е.В. Прямые расчеты за коммунальные услуги / Е.В. Емельянова // Жилищно-коммунальное хозяйство: бухгалтерский учет и налогообложение. 2015. № 9. С. 59–65.
3. Тихомиров М.Ю. Управление многоквартирным домом: новые требования законодательства / М.Ю. Тихомиров. Москва : Издательство Тихомирова М.Ю., 2014. 96 с.
4. Токарев В.Б. Взыскание коммунальных услуг / В.Б. Токарев // Жилищное право. 2017. № 2. С. 83–92.

Остальные статьи