Преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах
Аннотация
Статья посвящена анализу прямых договоров ресурсоснабжения в многоквартирных домах. Совершена попытка выявить преимущества и недостатки прямых договоров ресурсоснабжения с точки зрения нескольких участников этих отношений: собственников помещений в многоквартирных домах, ресурсоснабжающих и управляющих организаций.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 05/2024 |
Страницы | 31-34 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2024-5-31-34 |
Предоставление коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме является одной из важнейших задач управления таким домом (ч. 1 ст. 161 ЖК РФ). Подход, при котором собственники помещений в многоквартирном доме в комплексе получают жилищные и коммунальные услуги от единого исполнителя (управляющая организация, ТСЖ, кооператив), долгое время был закреплен как главенствующий вариант организации предоставления коммунальных услуг при соответствующих способах управления многоквартирным домом (подп. 2, 3 ч. 3 ст. 162 ЖК РФ). На правоприменительном уровне схема предоставления коммунальных услуг через единого исполнителя коммунальных услуг связывалась со способом управления многоквартирным домом и признавалась судами реализованной даже в отсутствие заключенных в письменной форме договоров поставки коммунальных ресурсов между ресурсоснабжающей организацией и лицом, управляющим многоквартирным домом.
С одной стороны, это позволяло иметь прозрачную правовую модель, при которой права бытовых потребителей коммунальных услуг наиболее гарантированы, с другой стороны, столь жесткое регулирование имело и обратный эффект: некоторые управляющие организации, ТСЖ, кооперативы злоупотребляли статусом исполнителя коммунальных услуг, несвоевременно перечисляли поставщикам «транзитные» денежные средства за коммунальные ресурсы, а то и вовсе направляли их на иные цели. Это оказывало негативное влияние на устойчивость деятельности ресурсоснабжающих организаций.
В этой связи законодатель постепенно ужесточал правила о расчетах между ресурсоснабжающими и управляющими организациями. Одновременно допускалась некоторая вариативность в реализации правовой модели ресурсоснабжения через исполнителя коммунальных услуг. Так, начиная с июня 2011 г. в многоквартирных домах можно было реализовать прямые расчеты между потребителями и поставщиками ресурсов. Расчетные отношения выстраивались по схеме внесения бытовым потребителем в пользу ресурсоснабжающей организации денежных средств за коммунальные ресурсы как третьим лицом, формально не состоящим с этим предприятием сферы ЖКХ в договорных отношениях.
В редких случаях ресурсоснабжающие организации принимали выполнение исполнителем обязательств по оплате поставленного коммунального ресурса путем уступки в пользу ресурсоснабжающей организации прав требования к потребителям, имеющим задолженность по оплате коммунальной услуги. Это право (не обязанность) сторон договора ресурсоснабжения было закреплено в 2012 г.