Развитие жилищного законодательства в Российской империи в разрезе объектов жилищного права
Аннотация
Данная статья продолжает авторское исследование правового режима жилищного фонда в России в его историческом срезе. В центре внимания статьи – взгляд на законодательство Российской империи с позиции поиска предпосылок развития жилищного права с фокусом на объектах права. Результаты исследования показали, что, несмотря на отсутствие нормативного разделения объектов жилищного права в законодательстве Российской империи, представляется возможным выделить некоторые его предпосылки, реализованные в рамках конкретных территориальных и/или национальных уточнений. В частности, эти предпосылки видны в описанных в законодательстве различиях в возможности (или невозможности) реализовать то или иное право в зависимости от отношений собственника и объекта права. Жилищный вопрос как назревшая социальная проблема в России XIX в. подчеркнул необходимость в выделении жилищного права в отдельную отрасль права. Практическая значимость данной статьи выражается в ее возможном применении в исследованиях исторических предпосылок формирования жилищного законодательства в России.
Тип | Статья |
Издание | Семейное и жилищное право № 05/2024 |
Страницы | 25-26 |
DOI | 10.18572/1999-477X-2024-5-25-26 |
Принято считать, что жилищное законодательство в России сформировалось в советском периоде, в то время как в дореволюционной России отношения, связанные с жилищной сферой, регламентировались частным правом. Несмотря на это, необходимость появления жилищного законодательства не возникла сама собой в советской России, скорее ее корни можно увидеть и в проблемах царского периода, особенно в том, что касается насущности выделения жилищных отношений в отдельную отрасль права.
В рамках данной статьи предлагается взгляд на законодательство Российской империи с позиции поиска предпосылок развития жилищного права с фокусом на объектах права.
Исторические особенности формирования жилищного законодательства в Российской империи
Развитие жилищного законодательства в Российской Федерации, по сути, является довольно новым процессом, получившим свое начало только в XX в.
В императорской России XIX–XX вв. все отношения, связанные с вопросами жилья, регулировались частным правом в виде сделок по купле-продаже, договоров найма, строительства и т.д. Главным регулирующим документом оставался Свод законов Российской империи, особенно в части тома Х «Свод законов гражданских. Свод законов межевых». Так, например, в книге второй «О порядке приобретения и укрепления прав на имущество вообще» в главе «О разного рода имуществ» проводится следующее разделение: «Имущества суть недвижимыя или движимыя (ст. 383). Недвижимыми имуществами признаются по закону земли и всякія угодья, домы, заводы, фабрики, лавки, всякія строенія и пустыя дворовыя мѣста, а также желѣзныя дороги (ст. 384)» . Несмотря на то, что в данной главе приводится описание того, что относится к «принадлежности домов» (ст. 389: «…части оныхъ [Прим. автора – домов], составляющія внутреннюю и наружную отдѣлку, и тѣ украшенія, которыя невозможно отдѣлить отъ зданія безъ поврежденія, какъ-то: мраморные, краснаго дерева и другаго рода полы, мраморные, мѣдные или чугунные камины, дорогіе обои, зеркала въ стѣнахъ»), к собственности населенных земель (ст. 386: «… церковныя и другія строенія, дворы, мельницы, мосты, перевозы, плотины и гати») , заводов и фабрик (ст. 388: «… всѣ заводскія построенія, посуда и инструменты, земли, лѣса, покосы, руды, соляные разсолы, трубы и всѣ вещества ископаемыя» и др.), Свод законов Российский империи не проводит законодательного разграничения не только между понятиями домов (жилых, нежилых, индивидуальных и т.д.), но и возникающих вследствие этого отношений. Единственным исключением можно считать отношения найма, описанные в книге четвертой тома Х Свода законов гражданских Российской империи «О обязательствахъ по договорамъ». Так, например, ст. 1694–1702 разделяют условия найма для «войсковыхъ и станичныхь земель» (ст. 1694) , «Дворовыя, лавочныя, мельничныя и прочія, предназначенныя для хозяйственныхъ заведеній» (ст. 1697) , «городскихъ строеній и земляныхъ участковъ» (ст. 1702). При этом ст. 1702 вновь подчеркивает договорный характер возникающих в жилищном плане отношений, утверждая, что «совершеніе договоровъ письменныхъ или словесныхъ на наемъ городскихъ строеній и земляныхъ участковъ въ городѣ оставляется на волю хозяевъ и нанимателей оныхъ, какъ предметъ, зависящій отъ взаимнаго ихъ довѣрія другъ къ другу».