Понятие и признаки стадий административной процедуры государственной аккредитации в сфере высшего образования
Аннотация
Статья посвящена определению структуры государственной аккредитации образовательной деятельности в сфере высшего образования как самостоятельной административной процедуры. Сформулировано теоретическое определение ее стадии как относительно самостоятельной совокупности процессуальных действий, совершаемых в сроки и в последовательности, определенной нормативными актами, с целью оценки соответствия реализации образовательной организацией высшего образования конкретной образовательной программы установленным аккредитационным показателям. На основе рассмотрения теоретических взглядов и положений нормативных правовых актов автором обозначена структура административной процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности в сфере высшего образования. Под ней предложено понимать совокупность обязательных стадий — возбуждения аккредитационного дела, рассмотрения аккредитационного дела и принятия решения по нему, предоставления результата государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, аккредитационного мониторинга, а также факультативной стадии, в качестве которой выступает исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в сведениях, содержащихся в реестре.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 10/2024 |
Страницы | 73-76 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-10-73-76 |
Нормативная регламентация процедуры аккредитации предполагает закрепление определенного порядка взаимодействия субъектов правоотношений, что обусловливает необходимость исследования элементов, ее составляющих, для раскрытия сущности и содержания рассматриваемого вида деятельности.
Аккредитация складывается из совокупности составляющих ее элементов. Однако в науке отсутствует общепринятое понимание структуры процедуры государственной аккредитации в сфере высшего образования.
По мнению П.И. Третьякова, «процесс аккредитации состоит из частей (компонентов), которыми выступают образовательный процесс, деятельность педагогического коллектива, а также экспертов».
В то же время данное понимание структуры аккредитации не учитывает то обстоятельство, что, выступая административной процедурой, она имеет определенную последовательность. Поэтому представляется необходимым придерживаться позиции о ее разделении на совокупность стадий, которые состоят из отдельных этапов.
Позиция о необходимости разграничения административной процедуры на стадии поддерживается большинством авторов.