Дата публикации: 10.10.2024

Понятие и признаки стадий административной процедуры государственной аккредитации в сфере высшего образования

Аннотация

Статья посвящена определению структуры государственной аккредитации образовательной деятельности в сфере высшего образования как самостоятельной административной процедуры. Сформулировано теоретическое определение ее стадии как относительно самостоятельной совокупности процессуальных действий, совершаемых в сроки и в последовательности, определенной нормативными актами, с целью оценки соответствия реализации образовательной организацией высшего образования конкретной образовательной программы установленным аккредитационным показателям. На основе рассмотрения теоретических взглядов и положений нормативных правовых актов автором обозначена структура административной процедуры государственной аккредитации образовательной деятельности в сфере высшего образования. Под ней предложено понимать совокупность обязательных стадий — возбуждения аккредитационного дела, рассмотрения аккредитационного дела и принятия решения по нему, предоставления результата государственной услуги по государственной аккредитации образовательной деятельности, аккредитационного мониторинга, а также факультативной стадии, в качестве которой выступает исправление допущенных опечаток и (или) ошибок в сведениях, содержащихся в реестре.




Нормативная регламентация процедуры аккредитации предполагает закрепление определенного порядка взаимодействия субъектов правоотношений, что обусловливает необходимость исследования элементов, ее составляющих, для раскрытия сущности и содержания рассматриваемого вида деятельности.

Аккредитация складывается из совокупности составляющих ее элементов. Однако в науке отсутствует общепринятое понимание структуры процедуры государственной аккредитации в сфере высшего образования.

По мнению П.И. Третьякова, «процесс аккредитации состоит из частей (компонентов), которыми выступают образовательный процесс, деятельность педагогического коллектива, а также экспертов».

В то же время данное понимание структуры аккредитации не учитывает то обстоятельство, что, выступая административной процедурой, она имеет определенную последовательность. Поэтому представляется необходимым придерживаться позиции о ее разделении на совокупность стадий, которые состоят из отдельных этапов.

Позиция о необходимости разграничения административной процедуры на стадии поддерживается большинством авторов.

Список литературы

1. Административное право Российской Федерации : учебник для бакалавров / под редакцией А.Ю. Соколова. Москва : Норма: ИНФРА-М, 2018. 352 с.
2. Бахрах Д.Н. Административное право : учебник для вузов / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. 2-е изд., изм. и доп. Москва : Норма, 2005. 800 с.
3. Беркутова О.С. Административно-процедурные производства в сфере исполнительной власти : диссертация кандидата юридических наук / О.С. Беркутова. Москва, 2005. 221 с.
4. Исмаилова Р.Н. Моделирование и управление процедурой аккредитации высшего учебного заведения / Р.Н. Исмаилова, С.М. Горюнова, В.Н. Никифорова, В.Ф. Сопин // Вестник технологического университета. 2018. № 7. С. 98–102.
5. Лория В.А. Административный процесс и его кодификация / В.А. Лория. Тбилиси : Издательство Тбилисского университета, 1986. 196 с.
6. Ратников В.В. Административная процедура аккредитации в сфере высшего образования : диссертация кандидата юридических наук / В.В. Ратников. Челябинск, 2012. 172 с.
7. Сорокин В.Д. Административно-процессуальное право : учебник / В.Д. Сорокин. 2-е изд. перераб. и доп. Санкт-Петербург : Юридический центр Пресс, 2008. 596 с.
8. Третьяков П.И. Оперативное управление качеством образования в школе. Теория и практика. Новые технологии / П.И. Третьяков. Москва : Скрипторий, 2004. 568 с.
9. Якимов А.Ю. Административно-юрисдикционный процесс и административно-юрисдикционное производство / А.Ю. Якимов // Государство и право. 1999. № 3. С. 7–8.

Остальные статьи