Дата публикации: 10.10.2024

К вопросу о цифровой трансформации федеральных органов исполнительной власти на примере МВД России

Аннотация

В научной статье обозначены задачи, направления, а также ожидаемые последствия цифровой трансформации. Автор усматривает проблему в отсутствии легального определения понятия цифровой трансформации. Проанализированы подходы к данному понятию, отраженные в действующих нормативных правовых актах, а также в юридической науке. Предложены авторские дефиниции терминов: цифровая трансформация, государственное управление цифровой трансформацией, государственное управление цифровой трансформацией в МВД России.




Современный уровень развития цифровых технологий позволяет значительно повысить эффективность государственного управления. В силу этого цифровизация государственного управления входит в число приоритетных задач развития Российского государства

В Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента РФ от 28 февраля 2024 г. № 145, сформулированы цель и основные задачи научно-технологического развития страны, а также определены основные направления государственной политики в данной сфере. В названном документе определены проблемы российской науки, а также выделены проблемы общества, экономики и государственного управления, названные «большие вызовы». К последним, наряду с прочими, отнесены исчерпание возможностей экономического роста России, а также новые внешние угрозы национальной безопасности.

Научно-технический прогресс стал доминирующим фактором роста современной инновационной экономики. Это повлияет на рост благосостояния населения и экономическое развитие страны. Обеспечение национальной безопасности и правопорядка является одной из главных целей национального развития. Важно отметить, что в основе системы искусственного интеллекта заложены функции имитации познавательной деятельности человечества. Ее алгоритмы способны самообучаться для достижения поставленных целей. Оперируя огромным массивом статистических данных, нейросети учитывают все возможные детали для качественного решения поставленной задачи.

Динамичное развитие и внедрение цифровых технологий несет в себе и определенные негативные последствия. Прежде всего, это сокращение количества рабочих мест в силу вытеснения человека искусственным интеллектом. Данное явление уже имеет место в определенных сферах бизнеса, а административная сфера наибольшим образом подходит для автоматизации рутинных процессов. Замена исполнителей младшего или среднего уровня бюрократического либо же силового аппарата искусственным интеллектом уже не кажется такой фантастической. При этом процесс обучения и переквалификации на настоящий момент не набрал достаточных оборотов, чтобы трудоустроить потенциальный поток перспективных, а главное — желающих работать людей.

Следует признать, что поддержка IT-сферы со стороны государства весьма ощутима и безусловно поднимает престиж профессии. Однако в настоящий момент даже ведущие коммерческие организации сталкиваются со значительным недобором высококвалифицированных специалистов. Поэтому решение вопроса привлечения таковых в бюджетную сферу, где уровень оплаты труда намного ниже, наталкивается на еще большие трудности.

Список литературы

1. Вологин А.Е. Характеристика процесса цифровой трансформации: новые возможности и вызовы, порождаемые цифровой трансформацией / А.Е. Вологин // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2023. № 1 (55). С. 17–20.
2. Загайнов М.А. Искусственный интеллект и его проблемы / М.А. Загайнов, Е.А. Костенков, Д.С. Кузнецов // Modern Science. 2019. № 8–1. С. 212–215.
3. Лаптев В.А. Понятие искусственного интеллекта и юридическая ответственность за его работу / В.А. Лаптев // Право. Журнал Высшей школы экономики. 2019. № 2. С. 79–102.
4. Магомедова Е.А. Принципы деятельности полиции: теоретико-правовые аспекты / Е.А. Магомедова, И.С. Соколов // Тенденции развития науки и образования. 2023. № 97–6. С. 17–20.
5. Нам К.В. Защита персональных данных и искусственный интеллект. Хамбахская декларация о защите персональных данных при использовании искусственного интеллекта / К.В. Нам // Хозяйство и право. 2020. № 9 (524). С. 117–122.
6. Померанцева П.П. Возможности и барьеры развития цифровой экономики / П.П. Померанцева // Modern Science. 2019. № 12–1. С. 177–180.
7. Саетова А.Р. Технология Big data как метод автоматизации системы государственного управления / А.Р. Саетова // Моя профессиональная карьера. 2021. Т. 2. № 20. С. 174–176.
8. Урасова А.А. Цифровая трансформация как фактор развития взаимодействия государства и бизнеса / А.А. Урасова, С.Г. Пьянкова // Научные труды Вольного экономического общества России. 2022. Т. 238. № 6. С. 330–345.
9. Якубова И.И. Сущность цифровой трансформации с позиций предпринимателей и ученых / И.И. Якубова // Вестник научной мысли. 2021. № 6. С. 220–224.

Остальные статьи