Вопросы правовой интеграции в Союзном государстве России и Белоруссии на современном этапе
Аннотация
Причинами интеграции являются прежде всего экономические и политические моменты, именно они играют ведущую роль в интеграционных процессах. Правовая же интеграция является обеспечивающим инструментом. В современной истории России был ряд попыток запустить интеграционные процессы. С учетом сложившейся в последнее время политической ситуации наиболее эффективный интеграционный процесс, в котором участвует Российская Федерация, — Союзное государство России и Белоруссии. Приняты Основные направления реализации Союзного договора и Союзные программы. Однако темпы их реализации недостаточны. Необходимо активизировать процессы правовой интеграции Союзного государства. При гармонизации законодательства учесть позитивный опыт Республики Беларусь по сохранению положительных моментов советского законодательства.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 10/2024 |
Страницы | 36-38 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-10-36-38 |
Вначале — немного теории и истории. В современной истории России можно обратить внимание на следующие попытки запустить интеграционные процессы.
Так, в «нулевых» годах очень востребованной была тема вступления Российской Федерации по Всемирную торговую организацию (ВТО). Соответственно, предпринимались меры по гармонизации (разновидность правовой интеграции) действующего законодательства с нормами ВТО. Автор, можно сказать, являлся участником данных процессов в части разработки и последующего правоприменения законодательства в области ветеринарных и фитосанитарных мер. За основу были взяты таковые нормы Европейского союза. Отменялись еще советские ветеринарные и санитарные правила, принимались первые технические регламенты, например — на молоко (который уже на момент принятия признавался весьма спорным документом). Отмена действующих ветеринарно-санитарных правил и копирование европейских подходов не всегда были оправданны. Например, в Казахстане отказ от вакцинации против ящура по британскому опыту привел к возникновению массовой эпизоотии (как, впрочем, и в самой Великобритании).
Если мы упомянули Казахстан, то следует обратить внимание на еще один интеграционный процесс с участием России — Таможенный, а затем (его логическое развитие) Евразийский экономический союз (ЕАЭС). Появление данного Союза было обусловлено не только экономическими, но и политическими причинами, прежде всего — хоть как бы то ни было создать противовес сформировавшемуся с 1991 г. однополярному миропорядку. Важной вехой такой именно региональной интеграции (в отличие от предыдущего примера интеграции глобальной) стало принятие общего кодифицированного акта в сфере таможенного регулирования и контроля. Однако последние события с недружественными действиями некоторых членов ЕАЭС в отношении России дают повод сомневаться в эффективности интеграционных процессов в рамках данного союза. Да и степень интеграции в данном случае — ниже, чем, к примеру, в Европейском союзе. В правовых нормах ЕАЭС нет положений, на которых можно было бы выстроить наднациональные институты, данный союз остается межправительственным.
Что же касается, например, межгосударственного объединения БРИКС, то оно является примером как раз не региональной, а глобальной интеграции. Но в данном случае интересы участников гораздо более разобщены.
Формально интеграция может начинаться именно с формирования общих правовых норм с использованием различных механизмов: рецепции, гармонизации, унификации и стандартизации.