Ретроспективный анализ института обязательных требований
Аннотация
В статье анализируется становление и развитие института обязательных требований и то, какие правоотношения были им урегулированы. Отмечено, что термин «обязательные требования» не является новым для российского законодательства, но имеет случаи упоминаний еще в советский период. Несмотря на отмеченный продолжительный опыт, регулирование обязательных требований даже в период новейшей истории Российской Федерации претерпевало серьезные изменения. С учетом выявленной тенденции, а также на основе анализа действующего законодательства автором был сделан вывод о том, что законодатель так и не смог определиться с пониманием относительно обязательных требований, в связи с чем даже при новейших изменениях законодательства были допущены существенные правовые пробелы и противоречия.
Тип | Статья |
Издание | Административное право и процесс № 10/2024 |
Страницы | 19-23 |
DOI | 10.18572/2071-1166-2024-10-19-23 |
По итогам ежегодного обращения Президента Российской Федерации к Федеральному Собранию Российской Федерации в 2019 г. был подписан Перечень поручений № Пр-294 от 26 февраля 2019 г., в соответствии с которым было объявлено о масштабной реформе обязательных требований. В соответствии с п. «3б» этого документа Правительству Российской Федерации при участии ведущих деловых объединений предпринимателей было поручено обеспечить внесение в действующее законодательство изменений, предусматривающих отмену с 1 января 2021 г. всех нормативных правовых актов, устанавливающих требования, соблюдение которых подлежит проверке при осуществлении государственного контроля (надзора). Основным результатом преобразований должны были стать сокращение административного давления на бизнес, дебюрократизация государственного контроля (надзора) и постепенный переход на «цифру». Для многих отечественных правоведов именно с этого периода времени данный институт (в том числе понятие и признаки обязательных требований) стал предметом пристального внимания и изучения. Указанное связано преимущественно с тем, что понятие «обязательные требования» не являлось устоявшимся в сфере государственного управления. Несмотря на это, термин «обязательные требования» не является для российского законодательства новым, однако его ретроспективный анализ позволяет более точно определить природу данного института и то, что собой представляют обязательные требования в настоящее время.
Для начала стоит отметить, что вопрос оптимизации регулирующих норм является для России отнюдь не новым, так как еще в начале XX в. проводились исследования относительно реформирования регуляторной политики. Впервые обязательные требования упоминались не только в законодательстве Российской Федерации до принятия единого закона об обязательных требованиях, но и в советское время. Вместе с тем единых требований к правилам разработки обязательных требований, в частности о необходимости обеспечения их обоснованности и исполнимости, установлено не было. Не было зафиксировано также и понятия обязательных требований, но в целом данные нормы воспринимались как правила, которые должны были соблюдаться как предприятиями, так и органами власти при осуществлении различной (в том числе хозяйственной) деятельности в рамках урегулированных правоотношений.
В течение длительного периода времени институт обязательных требований оставался без должной конкретизации и необходимой единообразной регламентации. Законодательные положения об обязательных требованиях как о предмете проверки со стороны контрольных (надзорных) органов были установлены уже в современной России. Однако даже в новейшем российском законодательстве наряду с термином «обязательные требования» долгое время использовался также термин «требования». Данное противоречие удалось устранить лишь с принятием Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Закон № 247-ФЗ) и «закона-спутника», который был призван привести отраслевые законодательные акты в соответствие с принятым Федеральным законом от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее — Закон № 248-ФЗ).