Дата публикации: 10.10.2024

Может ли курьер управлять государством: об уровне оплаты труда на государственной службе

Аннотация

Рассуждая об указанном в названии статьи несколько ироничном и, по большому счету, риторическом вопросе, автор затрагивает проблему достойного материального обеспечения (заработной платы) публичного служащего и аргументирует вывод о ее значительной роли в устойчивом развитии государственного управления.




На фоне совершенно очевидной потери интереса к госслужбе и в целом к работе в публично-властном аппарате со стороны молодых специалистов преимущественно из-за неконкурентоспособности заработной платы, отсутствия не только ее адекватного повышения, но и индексации средняя зарплата курьеров в зависимости от субъекта РФ находится в диапазоне от 70 до 160 тыс. руб.

С достаточно высоких трибун в последнее время звучит, что «оплата труда курьера – она может быть больше, чем оплата труда инженера», что это может иметь самые печальные последствия, и что «курьеров с улицы, или же, так сказать, тех, кто занимается частным извозом, мы, конечно, туда на заводы отправить не можем». Но ведь куда более печальными последствия могут быть, если вести речь не о тех же инженерах и программистах, а о государственных служащих.

Тезис о том, что каждая кухарка (в современных реалиях – курьер) должна научиться управлять государством, часто ассоциируется с идеями В.И. Ленина, что управление должно быть доступно каждому человеку, а не только образованной элите. Он отражает один из ключевых принципов социалистической идеологии о доступности политической власти для всех слоев общества. Это утверждение подчеркивает веру в то, что управление государством не должно быть привилегией элиты и что каждый человек, независимо от профессии и социального положения, может и должен иметь возможность участвовать в управлении государством.

Говоря о Российской Федерации как о демократическом и правовом государстве, эффективное управление, безусловно, требует не только специальных знаний и навыков, но и понимания реальных потребностей и проблем населения, с которыми сталкиваются люди в повседневной жизни. Однако сложно спорить с тем, что управление государством – это сложная задача, требующая определенного (в известном смысле – экспертного) опыта, и что не каждый человек может быть подготовлен к такой ответственности без соответствующего образования.

Оставим за скобками дискуссию о балансе между идеалами равенства и практическими аспектами управления государством, а также о том, какие качества и знания на самом деле необходимы для эффективного государственного служащего. Вопрос о том, может ли курьер управлять государством, затрагивает гораздо более широкую тему – не только (и не столько) квалификации кадров и подготовки к государственной службе, но и достойной оплаты труда работников публично-властного аппарата.

Список литературы

1. Брежнев О.В. Проблемы законодательного регулирования дисциплинарной ответственности государственных гражданских служащих за коррупционные правонарушения / О.В. Брежнев // Государственная власть и местное самоуправление. 2023. № 9. С. 9–12.
2. Воробьева Д.С. О проблеме ограничений и запретов на государственной службе: сравнительно-правовой анализ государственно-служебного законодательства / Д.С. Воробьева // Административное право и процесс. 2020. № 3. С. 51–53.
3. Гошуляк В.В. Российская Федерация – правовое демократическое государство / В.В. Гошуляк // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 2. С. 46–52.
4. Добробаба М.Б. Ответственность государственных служащих за коррупционные правонарушения: проблемы оптимизации модели / М.Б. Добробаба, С.Е. Чаннов // Журнал российского права. 2021. № 11. С. 88–101.
5. Иванчина Ю.В. Защита от социальных рисков как фактор обеспечения права на достойное существование / Ю.В. Иванчина, Е.А. Истомина // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. 2023. № 1. С. 66–77.
6. Маркс К. Cочинения. В 39 томах / К. Маркс, Ф. Энгельс. Т. 33. Государство и революция / том подготовлен к печати Н.Ю. Колпинским и В.Э. Куниной ; редакторы Л.И. Гольман и Б.Г. Тартаковский. 2-е изд. Москва : Государственное издательство политической литер
7. Пресняков М.В. Принцип неотвратимости как необходимое условие эффективности дисциплинарной ответственности на государственной службе и в трудовых отношениях / М.В. Пресняков // Современное право. 2022. № 5. С. 56–66.
8. Старилов Ю.Н. Консерватизм правовой политики как гарантия прогресса в сфере административных и иных публичных правоотношений / Ю.Н. Старилов // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 1. С. 7–32.

Остальные статьи