Дата публикации: 26.09.2024

Президентские выборы в Иране 2024 года: институциональный и политический контекст

Аннотация

Статья посвящена президентским выборам в Исламской Республике Иран, которые проводились летом 2024 года в сложных условиях, вызванных гибелью действующего президента Эбрахима Раиси, а также усложнением геополитической обстановки на Ближнем и Среднем Востоке из-за эскалации палестино-израильского конфликта и угрозы эскалации ливано-израильского противостояния. Вместе с тем на избирательный процесс в Иране традиционно стремятся повлиять Израиль, США и страны Европы, которые призывают граждан к бойкоту электоральных процедур, а также заявляют о нелегитимности результатов голосования задолго до выборов. Опыт иранских выборов заслуживает внимания не только в части защиты электорального суверенитета, но и в части исследования институционального дизайна избирательной системы, которая серьезно отличается от зарубежного опыта и отражает культурные и политические особенности государства.




Прошедшие в июле 2024 года президентские выборы в Иране представляются достаточно актуальными для изучения по нескольким причинам. Во-первых, они были досрочными ввиду гибели 8-го президента страны Эбрахима Раиси. До этого в истории современного Ирана досрочными по причине убийства президента были третьи президентские выборы 1981 года, что по многим показателям отличало их от остальных, например тогда было самое маленькое для Ирана количество зарегистрированных для участия в избирательной гонке лиц – 46. Здесь стоит оговориться, что зарегистрированные для участия лица и одобренные кандидаты – суть разные вещи в Иране, т.к. после регистрации следует этап непосредственного допуска к предвыборной гонке, одобрение специальным органом. Одобряются единицы, а регистрируются обычно десятки, сотни и даже тысячи. Вместе с тем число зарегистрированных (до одобрения) лиц является важным показателем активности граждан в желании реализовать свое пассивное избирательное право, поэтому учитывается аналитиками. Во-вторых, иранские президентские выборы 2024 года прошли в условиях эскалации палестино-израильского конфликта, достаточно жесткого поведения Израиля по отношению к соседям и активизации диверсионной деятельности израильских спецслужб на иранской территории, зачастую нарочитого. Сдерживание Тель-Авива и в целом противостояние Исламской Республики Иран (ИРИ) и Израиля является неотъемлемой частью не только внешней политики и позиционирования ИРИ, но и фактором, оказывающим влияние на внутренние процессы, в том числе организацию и проведение выборов. Как отмечалось ранее, «во многих государствах мира электоральная повестка и предвыборные программы кандидатов и партий так или иначе связаны с внешнеполитическими вопросами и наличием т.н. внешнего врага, однако, если в случае с США такой враг искусственно формируется в зависимости от потребностей властных элит, то в условиях Ближнего и Среднего Востока внешнеполитическая повестка и геополитическая напряженность является естественным и неотъемлемым фактором, влияющим на электоральный процесс».

В-третьих, голосование в Иране всегда проходит в условиях заблаговременного обвинения организаторов выборов странами Запада в предстоящих многочисленных нарушениях, фальсификациях и нелегитимном итоге выборов. Наконец, к президентской электоральной гонке были прикованы взгляды многих стран мира ввиду роста влияния Ирана на многие геополитические процессы в ближневосточном регионе (на продолжающийся палестино-израильский конфликт и возможную ливано-израильскую войну) и в иных регионах (например, на ход специальной военной операции России (СВО).

Итак, как было отмечено ранее, президентские выборы 2024 года были досрочными в связи с гибелью восьмого президента Исламской Республики Иран Эбрахима Раиси в авиакатастрофе 19 мая. Назначение досрочных выборов осуществлялось в соответствии со 131 ст. Конституции Ирана, которая гласит, что «в случае смерти, увольнения, отставки, отсутствия или болезни президента более двух месяцев, или в случае, если срок президентства закончился и новый президент из-за препятствий еще не был избран, или в других подобных случаях Первый вице-президент приступает к своим полномочиям и обязанностям с одобрения руководства, а совет, состоящий из спикера парламента, главы судебной власти и первого вице-президента, обязан организовать выборы нового президента в течение максимально допустимого срока в пятьдесят дней. В случае смерти первого заместителя или других обстоятельств, мешающих ему исполнять свои обязанности, а также в случае отсутствия у президента первого заместителя руководителем назначается другое лицо, которого он назначает вместо себя». Первым вице-президентом Ирана, исполнявшим обязанности президента с 19 мая по 28 июля 2024 года, являлся Мохаммад Мохбер.

Список литературы

1. Голубкова Н.И. Итоги президентских выборов в Иране 2021 г. в контексте геополитических, институциональных и политико-культурологических особенностей электорального процесса на Ближнем Востоке / Н.И. Голубкова // Избирательное законодательство и практика.
2. Голубкова Н.И. Президентские и парламентские выборы 2023 г. в Турции : институциональные основы политической конкуренции / Н.И. Голубкова // Избирательное законодательство и практика. 2023. № 2. С. 14–17.

Остальные статьи