Принципы всеобщего и равного избирательного права в актах Конституционного Суда Российской Федерации
Аннотация
Принципы всеобщего и равного избирательного права составляют базовую основу правоотношений в сфере реализации прав граждан на участие в управлении делами государства и традиционно широко исследованы в науке конституционного права. Вместе с тем отражение этих принципов прежде всего в практике национального органа конституционного контроля служит важнейшим ориентиром для правоприменительной практики как организаторов выборов, так и судов общей юрисдикции, призванных оперативно разрешать возникающие избирательные споры. В представленной статье проиллюстрированы основные, на взгляд автора, позиции Конституционного Суда Российской Федерации, наиболее полно раскрывающие исследуемые принципы, в том числе с точки зрения их влияния на оценки современных цифровых избирательных технологий и актуальных в электоральном сезоне осенних выборов 2024 года сюжетов в отношении форм подписных листов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2024 |
Страницы | 27-31 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-3-27-31 |
Закрепленные ст. 3 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее – Закон № 67-ФЗ) принципы всеобщности и равенства избирательных прав на основе положений Конституции Российской Федерации и норм международного права, на наш взгляд, наиболее полно раскрываются в практике Конституционного Суда Российской Федерации (далее – КС РФ), поскольку, как справедливо отмечено В.И. Ерыгиной, путем конституционного правосудия происходит восстановление гарантии обеспечения принципа справедливого равенства избирательных прав граждан, политических партий и их судебной защиты.
В свою очередь практика КС РФ, выявляя конституционно-правовой смысл и значение соответствующих законоположений, также ориентирует правоприменителя на определенные рамки реализации своих полномочий, направленных на обеспечение избирательных прав, даже в том случае, когда он выступает в роли нормотворческого органа, что, в частности, характерно для Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и избирательных комиссий субъектов при организации электронного голосования и дистанционного электронного голосования.
Опираясь на постановление КС РФ от 10 октября 2013 г. № 20-П и определение КС РФ от 15 сентября 2016 г. № 1742-О, отметим, что конституционной природой избирательных прав, включая их всеобщий и равный характер, предопределяется обязанность государства создавать условия, которые гарантировали бы адекватное выражение суверенитета многонационального народа России посредством осуществления ее гражданами права на участие в управлении делами государства и, соответственно, формирования самостоятельных и независимых органов публичной власти, призванных обеспечивать в своей деятельности представительство и реализацию интересов народа, гарантировать права и свободы человека и гражданина в РФ.
В этом аспекте обязанностью государства является законодательная и практическая реализация принципа всеобщего избирательного права, означающего, как подчёркнуто в определении КС РФ от 3 июля 2014 г. № 1483-О, что каждый человек имеет право избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления на проводимых на основе Конституции РФ и законов выборах.