Концептуальные аспекты противодействия электоральному экстремизму
Аннотация
Проявление элементов экстремизма в ходе организации и проведения выборов и референдумов может вызывать необратимые для государства и общества уничтожающие эффекты — от социальных взрывов и «оранжевых революций» до слома конституционного порядка и силового захвата власти. Избирательная система любого цивилизованного государства не только создает условия для демократического транзита власти в соответствии с волей народа, но и нацелена на обеспечение сохранения стабильности и правопорядка в непростых условиях переходного избирательного цикла, в том числе — противодействие проявлениям экстремизма в ходе электоральных процедур и недопущение проникновения экстремистов на выборные должности. Экстремизм, наиболее агрессивно, остро и опасно проявляющийся в ходе электоральных процедур, требует от государственных органов четких и согласованных действий для обеспечения и защиты избирательных прав и свобод граждан от противоправных посягательств. Законодательно установленные полномочия и функции организаторов выборов в вопросе противодействия экстремизму допускают возможность говорить о новой форме проявления политического экстремизма в период организации и проведения электоральных процедур — электоральном экстремизме. В настоящем материале автором предпринята попытка дать концептуальное обоснование электоральному экстремизму, а также дать его авторское определение с целью дальнейшего анализа путей противодействия электоральному экстремизму для обеспечения свободных выборов и электорального суверенитета государства от посягательств радикальных элементов, зачастую спонсируемых специальными службами враждебно настроенных иностранных государств.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2024 |
Страницы | 18-26 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-3-18-26 |
Сложность решения проблем, связанных с противодействием экстремизму и его проявлениям в различных областях общественных правоотношений, обусловлена многообразием его видов и форм, гетерогенностью экстремистских организаций и неоднородностью лиц, вовлекаемых различными способами в их деятельность.
Экстремизм во всех его проявлениях ведет к нарушению гражданского мира и согласия, основных прав и свобод человека и гражданина, подрывает государственную и общественную безопасность, создает реальную угрозу суверенитету, единству и территориальной целостности Российской Федерации, сохранению основ конституционного строя Российской Федерации, а также межнациональному (межэтническому) и межконфессиональному единению, политической и социальной стабильности.
Однако проблемы единых общепризнанных подходов к вопросам регулирования борьбы с экстремизмом сегодня еще окончательно не разрешены ни в научной литературе, ни в международной практике противодействия этому негативному явлению нашего социума.
Экстремизм, бесспорно, является «мировым злом» и преследуется всеми государствами – членами ООН, но трактуется по-разному, зачастую только в достаточно узком спектре его проявления – «насильственный» или «воинствующий» экстремизм.
Именно поэтому экстремизм, как отдельная угроза миру и безопасности, стал предметом коллективного внимания ООН сравнительно недавно. 18 декабря 2013 года Генеральной Ассамблеей ООН была принята Резолюция A/RES/68/127 «Мир против насилия и насильственного экстремизма», в которой подчеркнута необходимость выработки единого общего подхода к противодействию насильственному экстремизму и устранению факторов, при которых расширяется его география.