«Золотой стандарт» общественного наблюдения в механизме общественного контроля за голосованием на выборах и референдумах
Аннотация
В 2024 г. исполняется 10 лет с момента принятия Федерального закона «Об основах общественного контроля в Российской Федерации», который разрабатывался как рамочный, то есть устанавливающий общие принципы организации и осуществления контроля со стороны гражданского общества за деятельностью органов власти всех уровней, государственных и муниципальных учреждений, иных органов и юридических лиц, выполняющих публично значимые функции. Общественное наблюдение за голосованием на выборах и референдумах, реализуемое с помощью процедуры и методики «Золотого стандарта», является одной из самых успешных практик общественного контроля в Российской Федерации.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2024 |
Страницы | 13-17 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-3-13-17 |
В 2024 г. исполняется 10 лет со дня принятия Федерального закона от 21 июля 2014 г. № 212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» (далее – Закон № 212-ФЗ), впервые в истории России установившего правовые основы организации и гарантии осуществления контроля за деятельностью органов власти всех уровней, государственных и муниципальных учреждений, иных органов и юридических лиц, осуществляющих публично значимые функции. Общественный контроль – одна из форм реализации конституционного права на участие граждан в управлении делами государства.
Закон принимался как рамочный, то есть определивший лишь общие принципы правового регулирования общественного контроля. Он предполагает, во-первых, принятие специального законодательства в отдельных сферах, где порядок осуществления общественного контроля не установлен, и, во-вторых, имеет ряд отсылочных норм и существенных изъятий в части публичных отношений, регулируемых отдельными, действующими законодательными актами (ч. 2 и 3 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).
Законом, в частности, установлено, что его действие не распространяется на общественные отношения, регулируемые законодательством о выборах и референдумах. Электоральные отношения – одна из немногих сфер общественных отношений, где вопросы общественного контроля были системно урегулированы законодателем уже после принятия Закона № 212-ФЗ в развитие его ключевых положений. Порядок осуществления общественного контроля в электоральной сфере, полномочия и статус его субъектов и участников определяются поправками, принятыми в Федеральный закон от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», федеральными законами от 10 января 2003 г. № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» и от 22 февраля 2014 г. № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», законами субъектов Российской Федерации, а также актами Центральной избирательной комиссии Российской Федерации и документами Общественной палаты Российской Федерации, общественных палат субъектов Российской Федерации.
Как отмечают авторы доклада «Институционализация общественного контроля на российских выборах: этапы, формы и механизмы, перспективы развития», подготовленного в 2023 г. Ассоциацией «Независимый общественный мониторинг», общественное наблюдение за голосованием за прошедшие 30 лет (с момента появления на выборах первых общественных наблюдателей) прошло колоссальный путь развития: «Установлена законодательная база, сформированы институциональные основы, создан работоспособный механизм общественного наблюдения, доказавший свою действенность. Особенностью российской системы является ее открытый характер, способность к постоянным изменениям, совершенствованию, формированию эффективных ответов на вызовы».
Общественным контролем в настоящее время охвачены процедуры голосования, подсчета голосов и установления итогов голосования на участковых и вышестоящих избирательных комиссиях, т. е. те стадии избирательного процесса, на которых определяется волеизъявление избирателей. Общественный контроль осуществляется как непосредственно на избирательных участках при голосовании в помещении для голосования, так и вне помещения для голосования, например на дому, а также при применении дистанционного электронного голосования, т.е. в отношении всех форм голосования. Общественный контроль реализуется также на участках, образованных за рубежом, где голосуют наши соотечественники.