Институт самовыдвижения на муниципальных выборах в России в условиях пропорциональной избирательной системы
Аннотация
Использование пропорциональной избирательной системы для формирования представительного органа муниципального образования не предусматривает возможности для беспартийного гражданина реализовать право самовыдвижения, в данных условиях ему предлагается инициировать включение своей кандидатуры в список партии. В статье анализируются нормы законодательства, регулирующие данную процедуру, проводится сравнение правового положения самовыдвиженца и непартийного кандидата, вступающего во взаимодействие с избирательным объединением, выявляются проблемы этого взаимодействия и отдельные аспекты определения результатов выборов и распределения мандатов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2024 |
Страницы | 10-12 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-3-10-12 |
В то время как интерес исследователей прикован к масштабным и самым малейшим изменениям правового регулирования местной демократии, институту самовыдвижения на муниципальных выборах как важному элементу правового статуса гражданина, на наш взгляд, уделяется неоправданно мало внимания. Мы разделяем мнение М.А. Липчанской, утверждающей, что он является «одним из инструментов, обеспечивающих реализацию пассивного избирательного права, необходимый уровень электоральной свободы, соответствующий демократическим конституционным ценностям». Тем не менее, различные изменения в законодательстве о местном самоуправлении могут затрагивать рассматриваемый институт и создавать в сфере его реализации латентные проблемы, не обнаруживаемые беглым взглядом, которые требуют тщательного анализа. Например, из-за сокращения выборности глав муниципальных образований соответственно сократилась и сфера реализации гражданами пассивного избирательного права путем выдвижения своих кандидатур на эту должность, а использование для формирования представительного органа муниципального образования пропорциональной избирательной системы ограничивает «прямое» действие института самовыдвижения и вынуждает гражданина прибегать к альтернативной процедуре через неизбежное взаимодействие с избирательными объединениями. С.А. Авакьян справедливо отмечает, что «…введение выборов депутатов по партийным спискам автоматически заставляет отменять многие институты непосредственной демократии», поскольку, кроме самовыдвижения, на местном уровне для депутатов перестает действовать и механизм ответственности – отзыв избирателями. Представляется весьма актуальным подвергнуть исследованию положения законодательства, призванные гарантировать реализацию пассивного избирательного права граждан на муниципальных выборах в условиях пропорциональной избирательной системы.
Напомним, что Конституционный Суд РФ ранее рассматривал жалобу граждан на невозможность «непосредственно реализовать свое право избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, участвовать в выдвижении кандидатур, в том числе своих собственных, и голосовать за них» при переходе муниципального образования к формированию представительного органа выборами по партийным спискам. Отмечая, что «при пропорциональной избирательной системе за всеми гражданами – как беспартийными, так и членами политических партий – признается право в установленном законом порядке инициировать включение своей кандидатуры в список кандидатов» и, признавая, что «число граждан, не входящих в состав политических партий и не поддерживающих их идеологию, может быть значительным, а кандидаты, включенные в партийные списки, могут не выражать весь спектр локальных интересов местного сообщества», Суд признал оспариваемые положения соответствующими Основному закону, выявив лишь нежелательность использования пропорциональной системы подсчета голосов в поселениях с малочисленным представительным органом, что повлекло изменения в федеральном законодательстве о выборах и местном самоуправлении.