Избирательные правоотношения: правовая природа и роль в системе делегирования власти народом
Аннотация
В статье рассматриваются правовая природа и сущность избирательных правоотношений, обозначается их значимость. Высказывается тезис, что избирательные правоотношения — это сфера, в которой сочетаются два важнейших ракурса демократии: ракурс реализации механизма делегирования народом принадлежащей ему власти, в который входит и реализация субъективных политических прав граждан, и ракурс демократического формирования легитимных органов публичной власти, объективно необходимых для функционирования государства. В гармонизации этих двух аспектов усматривается важная роль избирательных правоотношений в системе делегирования власти народом. Отмечается важность и своевременность развития сфер избирательных правоотношений, связанных с совершенствованием общественного контроля на выборах, дистанционного электронного голосования, усилением реализации принципа недопустимости иностранного влияния на избирательный процесс, обеспечением реализации избирательных прав российских граждан, проживающих или пребывающих в зарубежных странах, усилением роли ЦИК России и всей системы избирательных комиссий в регулировании и организации механизмов непосредственного народовластия. Подчеркивается необходимость развития в индивидуальном и общественном электоральном правосознании личного ответственного отношения к делегированию власти народом.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Избирательное законодательство и практика № 03/2024 |
Страницы | 2-9 |
DOI | 10.18572/2500-0306-2024-3-2-9 |
Правовые отношения как результат упорядочивающего воздействия норм права на жизнь общества являются тем пространством, в котором осуществляется реализация субъективных прав их участников и достигаются юридически значимые результаты. Применительно к избирательным или электоральным правоотношениям речь идёт о реализации права избирать, права быть избранным и иных избирательных прав граждан, а также об основном результате – формировании выборным путём легитимных органов публичной власти (хотя, безусловно, это не единственный юридически значимый результат).
Но выборы, так же, как и референдум, не существуют сами по себе в некоем государственно-правовом вакууме, они органично вплетены в ткань народовластия как принципа, комплексного длящегося отношения (правового состояния) и одной из основ существования демократического государства. Ввиду этого и избирательные правоотношения должны рассматриваться не только в узких подотраслевых (институциональных) рамках избирательного права, но и в целом в контексте народовластия, распоряжения народом той властью, источником которой он является. Как справедливо заметил С.А. Авакьян, «проблемы народовластия никогда не утрачивают актуальности в силу ряда причин: о принадлежности власти народу говорят конституции, поэтому нужно выяснять его суть и способы осуществления; в какой мере народовластие действительно реализуется народом или он всего лишь наделяется возможностью сформировать органы, которым и отданы полномочия публичной власти; насколько эффективно народовластие как практика и как научная категория».
Ещё одной взаимосвязанной категорией, неразрывно сочетающейся со статусом народа как источника власти, является народный суверенитет, без которого немыслимы и подлинные свободные демократические выборы. И.Б. Борисов пишет: «Народный суверенитет – один из важнейших принципов конституционного строя в России и означает верховное и неотчуждаемое право народа на самостоятельное осуществление власти, выражаемое через формируемые им в своих интересах государственные органы». В этом подходе с очевидностью обозначено, что демократический способ формирования народом таких органов – их выборы – является механизмом реализации народного суверенитета.
Ввиду всего этого избирательные правоотношения необходимо рассматривать в весьма широком контексте. Наиболее «просторные» рамки для этого, на наш взгляд, задаёт категория делегирования власти народом, включающая в себя как непосредственное народовластие, так и иные механизмы, посредством которых властные полномочия от их изначального источника – народа – доходят до всей системы органов публичной власти, формируемых как путём выборов, так и путём назначения на должности. Поэтому в настоящей работе с позиций конституционно-правовой концепции ответственного делегирования власти народом в Российской Федерации мы исследуем правовую природу и роль электоральных правоотношений, стремясь в том числе обозначить некоторые горизонты их эволюции.
Подчеркнём, что мы полагаем принципиально важным в настоящее время вести речь именно об ответственном делегировании, то есть таком, где собственно механизмы трансляции властных полномочий через волю и волеизъявление народа «окрашены» личным ответственным отношением каждого гражданина к результатам формирования легитимных органов публичной власти. Этот вопрос, по нашему убеждению, должен концептуализироваться на научно-теоретическом уровне в современных конституционно-правовых исследованиях. Б.С. Эбзеев пишет: «Нетрудно заметить характерное для отечественного государствоведения стремление в проблеме взаимоотношений общества и личности сконцентрировать внимание на отдельном индивиде. Причем такое стремление часто сопровождается однобокой акцентировкой на свободе, между тем как ответственность личности за общество и перед обществом во многом остается в тени». Народовластие, включая избирательный процесс, в целом делегирование власти народом, видятся нам именно той сферой, в которой вопрос личной ответственности каждого гражданина за результаты (пожалуй, даже не только формирования, но и последующей деятельности избранных органов) должен не просто выводиться из той самой тени, а даже активно «подсвечиваться».