Правовое регулирование внедрения и использования наилучших доступных технологий в сфере охраны атмосферного воздуха
Аннотация
Цель. В современном мире проблема правовой охраны атмосферного воздуха является одной из наиболее серьезных, в связи с чем необходимо провести исследование наилучших доступных технологий как ключевого инструмента охраны и защиты атмосферного воздуха, проанализировать законодательство отдельных иностранных государств, а также Европейского союза в целом; большое внимание уделить российскому правовому регулированию данного вопроса, исходя из предпосылок внедрения данного принципа, и практики его применения. Помимо этого, важно выделить и подсветить основные проблемные вопросы в данной сфере и предложить пути их решения. Методология: анализ, синтез, сравнение, индукция, дедукция, формально-юридический, исторический. Выводы. Внедрение и применение наилучших доступных технологий представляют собой один из важнейших принципов экологического права. Несмотря на то, что некоторые решения законодателя можно назвать поспешными и непоследовательными, внедренное в 2019 г. в российское законодательство новое правовое регулирование требует достаточно длительного переходного периода, в течение которого можно будет отметить недостатки, а также проанализировать условия реализации. Научная и практическая значимость. Статья направлена на изучение иностранных правовых норм и актуальных изменений российского законодательства относительно правового регулирования внедрения и применения наилучших доступных технологий в сфере охраны атмосферного воздуха, что позволит выделить ключевые проблемы и выработать пути их решения и преодоления.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2024 |
Страницы | 41-45 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-9-41-45 |
В современной России особое значение в связи с его общественной опасностью приобретает необходимость предотвращения ущерба, причиненного в результате загрязнения атмосферного воздуха, который вызван (в большей степени) выбросами, исходящими из стационарных источников. Данная проблема обоснована транснациональным характером переноса загрязнения атмосферного воздуха.
Если обратиться к статистическим данным, то в первую очередь речь пойдет о докладе Greenpeace совместно с Центром исследований в области энергетики и чистого воздуха. Согласно приведенным сведениям, в 2020 г. объем экономических потерь, которые понесла Россия, составил порядка $68 млрд в год. Помимо негативного экономического воздействия, также серьезный ущерб наносится и здоровью населения: порядка 94–96% ущерба от загрязняющих веществ приходится на загрязнение атмосферного воздуха. В числовом выражении ущерб здоровью населения от загрязнения атмосферы оценивается в среднем не менее чем в 4–6% от ВВП России, при этом финансовые затраты на охрану атмосферного воздуха составляют 100 млрд рублей.
В соответствии с оценками Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ) на 2019 г. в России количество смертей, вызванных загрязнением атмосферного воздуха, каждый год достигает отметки в 100 000 человек. Данные показатели свидетельствуют о том, что необходимо выявление и обозначение таких приоритетов, как биоэтика, биоэкономика и биоправо. Как следствие – в России был принят Указ Президента от 19 апреля 2017 г. № 176 «О Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года».
С 1 января 2019 г. в России активно применяется такой инструмент реализации политики, указанной выше, как система наилучших доступных технологий (далее – НДТ). Согласно положениям Федерального закона от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Федеральный закон «Об охране окружающей среды»), а именно абз. 15 ст. 3, снижение негативного воздействия на окружающую среду выступает в качестве одного из основных и центральных принципов экологического права. Именно благодаря внедрению НДТ во многом обеспечивается реализация данного принципа, который первоначально появился в странах Европейского союза еще в 1970–1980-х годах в положениях Директивы Совета Европы 96/61/ЕС о комплексном контроле и предотвращении загрязнений. Такой переход к ресурсосберегающим технологиям и экологоориентированным идеям и стал механизмом, спровоцировавшим начало технологической «революции» в области охраны окружающей среды.
В целом концепция НДТ является достаточно распространенной и популярной в зарубежных странах. Если обратиться к тексту Директивы от 24 ноября 2010 г. № 2010/75/ЕС «О промышленных выбросах (о комплексном предотвращении загрязнения и контроле над ним)» (Industrial Emissions Directive, IED), то можно сделать вывод о том, что основное предназначение НДТ заключается, в частности, в том, что они представляют собой определенный способ нормирования, благодаря которому происходит ограничение осуществления негативного воздействия на окружающую среду.