Конструирование модели эволюции права как социокультурного феномена на материале средневековой Испании в контексте применения антропологического методологического подхода в правовой науке
Аннотация
Цель. Автор ставит своей целью создать модель эволюции права как западноевропейского социокультурного феномена на материале средневековой Испании (периода, когда происходило становление и основополагающие трансформации права). Особенностью представленной модели является превалирование содержательного компонента над собственно хронологическим. Методология: для достижения данной цели автор прибегает к методу правового моделирования в рамках антропологического методологического подхода, который представляется одним из наиболее убедительных в современной науке, поскольку позволяет учитывать особенности сознания, конструирующего, реконструирующего и деконструирующего социокультурные феномены (как конструкты, обладающие одновременно субъективным и объективным бытием). Выводы. В современной юридической науке наблюдается противоречие между логоцентризмом, который представляет рационализм как фундаментальное основание, ядро, образующее сферу притяжения в теории познания, и новым представлением о сущности социальной реальности. Допущение наличия иррационального компонента в правосознании позволило говорить о невозможности процесса познания как наиболее полного отражения (воспроизведения) действительности. Такой подход позволил создать модель эволюции права в контексте западноевропейской правовой цивилизации, учитывающую его социокультурную составляющую. Показано, что изучение права в высших учебных заведениях основано на понимании того, что оно как универсально, в силу единой психофизиологической природы сознания, так и индивидуально, поскольку обусловлено культурно-цивилизационными характеристиками. Научная и практическая значимость. Теоретическая значимость результатов основана на возможности применения данной модели по аналогии как к другим государствам в рамках исследуемой романо-германской правовой семьи, так и к другим регионам, поскольку она позволяет учитывать культурные особенности при сохранении универсальности. Практическая значимость обусловлена значительным объяснительным потенциалом в рамках правового образования в вузах, позволяет студентам глубоко уяснить содержательное изменение нормативных общественных систем и причины данных процессов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2024 |
Страницы | 29-34 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-9-29-34 |
В основе юридического образования лежат достижения современной правовой науки, которая постоянно совершенствуется, находится в бесконечном поиске, результатом чего стал интерес к самой науке, её границам, закономерностям, перспективам, критериям, которые позволяли бы со значительной долей вероятности говорить о том, что за их пределами находится такой социальный феномен, как «не-наука» во всех своих формах (псевдо-, квази-, лже- и т.п.). Не-наука сегодня стала слишком тревожащим явлением, что требует постоянного уточнения научного аппарата, верификации результатов.
В частности, особое значение приобретает создание «моделей государственно-правовых категорий – идеальных образов (воспроизведений, абстракций) объективно существующих явлений и процессов, подлежащих изучению». Однако «чистое» применение подобных методов могло бы привести к заблуждению о том, что реальное право как социокультурный феномен может быть воспроизведено в модели. В ней отражены лишь некоторые элементы, которые необходимы для решения научной задачи – поиска закономерностей в процессе его развития. Следовательно, мы можем говорить лишь об образах, которые будут относительно соответствовать реальному объекту. Социальные объекты, тем более крупные системы могут вести себя непредсказуемо для наблюдателя. Конечно, они не обладают собственной волей, но они являются, в том числе, социальными конструктами, порождёнными общественным сознанием. К тому же существует бесконечное множество условий, сочетание которых приводит к разному их «поведению» и восприятию со стороны наблюдателя.
В этом случае целесообразно прибегнуть к антропологическому подходу, который открывает новые возможности для изучения крупных социальных объектов. В центре этого подхода не просто человек, но сознание. Этот феномен невозможно игнорировать, хотя ни в одной современной науке не сформулировано точно его содержание. В связи с тем или иным изучаемым аспектом социальной реальности концепт «сознание» обретает новые черты. Оно не может охватить всю социальную действительность и не является отражением.
Несмотря на эти сложности в рамках правовой науки, практики и образования, необходимо создавать модели изучаемых феноменов, чтобы упорядочить знания и углубить познание социальных процессов. Поэтому в качестве цели исследования определяется создание модели эволюции права в условиях романо-германской правовой семьи на материале средневековой Испании. Временные и пространственные ограничения необходимы в связи с тем, что право представляет собой один самых сложных социокультурных феноменов, который, несомненно, обладает как универсальными характеристиками, связанными с общностью психофизиологической природы сознания, так и индивидуальными, обусловленными культурными особенностями региона, в рамках которого оно развивается. Испания – хотя и периферийная, но типичная часть европейской правовой цивилизации. Многолетнее изучение этого региона позволило автору сделать ряд обобщений, детали которых раскрываются в других работах.
Предполагается, что представленная модель может быть полезной для изучения генезиса и эволюции права в рамках теоретико- и историко-правовой дисциплин в вузах, поскольку она обладает значительным объяснительным потенциалом и демонстрирует содержательное изменение нормативных общественных систем в рамках романо-германской правовой системы.