Взаимосвязь доверия к власти и гражданского участия
Аннотация
Цель. Определить пределы интегрирующего характера категории «доверие к власти» и провести анализ взаимовлияния уровня доверия к власти и управлению и уровня гражданской активности населения, а также поставить вопрос о двойственном влиянии процесса укрепления доверия к власти. Методология: диалектика, анализ. Выводы. С одной стороны, доверие — это фактор устойчивости государственной системы, предиктор активного гражданского участия. Укрепление доверия к власти со стороны населения перманентно необходимо. Но, с другой стороны, высокий уровень доверия к власти снижает показатели гражданского участия населения в решении дел общества и государства. В связи с тем, что повышение уровня доверия, как показывает практика, снижает гражданскую активность населения, необходимо искать пути активации участия граждан в делах общества и государства, формировать культуру участия в обществе на фоне укрепления доверия к деятельности органов власти. Научная и практическая значимость. Статья направлена на постановку вопросов для научно-исследовательской деятельности ученых-юристов и работы практиков о поиске направлений активации гражданского участия, баланса между мероприятиями по повышению доверия к органам власти и сохранению интереса граждан к участию, совместному производству и управлению.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2024 |
Страницы | 26-28 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-9-26-28 |
Доверие к органам власти играет весьма заметную, если не основную роль в намерениях граждан участвовать в так называемом «совместном управлении», оценивать работу государственной администрации, использовать системы электронного правительства, выражать свое мнение на платформах, в том числе электронного участия, высказываться в социальных сетях, принимать участие в выборах.
Категории доверия и его выстраиванию уделяется заметное внимание в последнее время не только в литературе, но и в политике, в нормах права. Были внесены даже изменения в Конституцию страны для создания в России условий для «взаимного доверия государства и общества». В перечне показателей Президента РФ (всего 20 критериев в указе) для оценки эффективности деятельности органов исполнительной власти и глав регионов первое место занимает «доверие к власти» со стороны населения. Определяют его в основном путем оценки общественного мнения.
Доверие к власти – это конституционный приоритет, предпосылка устойчивого развития, фактор устойчивости политического режима. Именно доверие лежит в основе общественного договора между гражданами и государственными институтами. Доверие определят качество отношений между обществом и государством. Доверие – основание правового регулирования, оно составляет сущностную основу права. А еще доверие к правительству является предиктором использования правительственных ресурсов, в том числе сайтов, специальных платформ (например, краудсорсинговых), страниц в социальных сетях.
В то время как мировые правительства жалуются на потерю доверия со стороны своих граждан, в России отмечается повышение уровня доверия россиян ключевым общественным и государственным институтам страны в течение последних трех лет. Это весьма вдохновляющие новости для системы органов государственной власти и сферы построения отношений граждан с государством по новой модели «государство участия». Без соответствующего уровня доверия инициативы или реформы правительства не могут стать успешными, поскольку для их эффективной реализации требуется поддержка граждан. Доверие является необходимым требованием для бесперебойного функционирования всей системы государства. Гражданам легче соблюдать правила, отзываться на призывы органов власти, когда они больше доверяют государственным органам.
Причинами снижения доверия обычно выступают низкие экономические показатели страны и отдельных регионов, скандалы, связанные с представителями власти, в том числе коррупционные. При этом следует согласиться, что недоверие к власти может являться следствием как ее непрозрачности, так и, напротив, чрезмерной открытости, когда достоянием гласности становится информация о коррупции, управленческой некомпетентности и других дисфункциональных проявлениях.