Особенности правового регулирования неэффективного и неправомерного использования бюджетных средств в социальной сфере
Аннотация
Цель. В настоящее время актуальным является вопрос эффективного использования бюджетных средств, в том числе и в социальной сфере. В связи с этим необходимо проанализировать менее изученные в научной литературе правонарушения: неэффективное и неправомерное использование бюджетных средств. Методология: в ходе исследования использовалась совокупность общенаучных и частнонаучных методов; анализа и синтеза, сравнительно-правовой и формально-юридический. Делаются выводы о том, что: 1) имеются закрепленные составы правонарушений за нарушение порядка осуществления расходов в социальной сфере в актах различных отраслей права; 2) составы правонарушений в бюджетной сфере закреплены как бюджетным законодательством, так и Классификатором нарушений (рисков) Федерального казначейства; 3) при анализе судебной практики выявлено, что распространенным нарушением бюджетного законодательства при осуществлении социальных расходов является неправомерное и неэффективное использование бюджетных средств как два разных состава. Научная и практическая значимость проведенного исследования заключается в том, что оно позволяет выявить актуальные проблемы, возникающие при осуществлении социальных расходов, привлечь внимание практиков в целях недопущения и выявления анализируемых нарушений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2024 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-9-22-25 |
В любом государстве особое внимание уделяется государственному финансированию основных функций государства, особенно учитывая целевое и эффективное использование бюджетных средств. Ключевое внимание отводится социальной функции государства, тем более в Конституции РФ отмечается социальная направленность российского государства. Подобное конституционное положение характерно для большинства демократических стран, поскольку социальная политика тесно взаимосвязана с благополучием граждан, их уровнем жизни, доступом к социальным благам и проч.
Учитывая сложные политические и экономические процессы в Российской Федерации, обусловленные проведением СВО, наличием международных санкций, в ближайшей перспективе социальные расходы бюджета планируют уменьшить, отдав первенство расходам на национальную оборону. Соответственно, расходы на социальную политику будут занимать второе место среди всех бюджетных расходов. Уменьшение расходов произойдет из-за сокращения финансирования социальных выплат на детей, безработным, пенсионерам и проч. Единственное, что подобное уменьшение не скажется на социальных выплатах военнослужащим и членам их семей, по данным категориям планируется даже увеличение денежных сумм.
В данном контексте особое внимание обращается на расходование бюджетных средств на социальную политику с учетом эффективности и правомерности. Необходимо учитывать тот факт, что в основе построения бюджетной системы среди большого количества базовых ее устоев заложен принцип эффективного использования денежных средств бюджетной системы. Достижение данного принципа является идеальным, но любое государство стремится к тому, чтобы можно было функционировать, достигая определенных результатов с наименьшим количеством денежных средств государства. Тем не менее контролирующие органы ежегодно выявляют нарушения в бюджетной сфере, включая и те, которые связаны с неэффективностью и неправомерностью использования денежных средств.
Нарушения в сфере бюджетных отношений традиционно предусмотрены законодательно в рамках разных видов юридической ответственности: уголовной, административной и бюджетной. Кроме того, на практике могут возникать нарушения смешанного характера, прямо не урегулированные бюджетным законодательством, данная ситуация разрешается при помощи Классификатора нарушений (рисков), выявляемых Федеральным казначейством в ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере (далее – Классификатор), содержащего виды нарушений. Указанный Классификатор предусматривает более 50 видов/направлений бюджетных нарушений, в отношении которых должностные лица Федерального казначейства могут выявлять соответствующие составы указанных нарушений. К основным относятся следующие нарушения: