Дата публикации: 03.10.2024

Престиж преподавателя высшей юридической школы: некоторые особенности и направления развития

Аннотация

Целью представленной статьи выступает определение основных трудностей и препятствий в вопросе установления социально-правового престижа профессорско-преподавательского состава высшей школы в современной России. Авторы статьи формулируют отдельные предложения, направленные на организационно-правовое и культурно-идеологическое сопровождение профессии преподавателя образовательной организации. Методология: в рамках исследования проводится сочетание анализа социальных отношений и правового регулирования в контексте социально-правового престижа преподавателя высшей школы. В целом используются специально-юридический, социологический, культурологический, логический методы исследования. Выводы. В работе сделан основной вывод: качественные составляющие социально-правового престижа преподавателя образовательной организации влияют не только на состояние профессиональной образовательной среды, но и обусловливают развитие высшего образования. Авторы статьи полагают, что объективные трудности и проблемы, стоящие на пути формирования престижа профессии преподавателя образовательной организации, способны привести к деформации профессиональной правовой культуры и регрессу образовательной деятельности. Научная и практическая значимость. Предложенные идеи могут быть использованы при обсуждении вопросов совершенствования системы юридического образования в рамках научных семинаров и конференций. Авторы уверены, что развитие системы высшего образования через его социальное сопровождение и актуализацию может повысить престижность работы преподавателя образовательной организации. Некоторые идеи, предложенные в статье, могут быть воплощены в области художественного творчества и культуры.




В условиях современных тенденций развития гражданского общества и функционирования государственной власти, укрепления основ национальной безопасности рассмотрение вопросов модернизации юридического образования невозможно без установления реального статуса преподавателя высшей школы и престижа данной профессии в обществе.

Социально-правовой престиж преподавателя образовательной организации можно охарактеризовать как систему взаимосвязанных прав, обязанностей, гарантий его деятельности, а также его социальный имидж, положение и авторитет в обществе. Комплекс этих категорий во многом обусловливает качество и динамичность не только системы высшего образования, но и образовательной политики государства в целом.

В системе высшего юридического образования сегодня называются значительные проблемы, связанные с уровнем заработной платы, тенденциями финансирования образовательной и научной сферы, возможностями и перспективами научного развития профессорско-преподавательского состава, условиями трудовой деятельности. Обратим внимание на отдельные аспекты социально-правового престижа преподавателя образовательной организации, которые характеризуют специфику высшей школы современной России.

В современной жизни адекватный социальный статус и престиж представителей высшей школы, прежде всего профессорско-преподавательского состава, имеет крайне важное и даже стратегическое значение. Сегодня российское законодательство закрепляет права и гарантии преподавателя образовательной организации. Правовые положения направлены на организационно-управленческие, информационные, научные и финансовые составляющие правового статуса преподавателя образовательной организации. Тем не менее представляется продуктивным формирование кодифицированного нормативного правового акта, закрепляющего действующие, а также дополнительные, прежде всего, социальные гарантии научного сотрудника и преподавателя высшей школы. В данном случае речь может идти о компенсационных выплатах в связи с расходами по оплате жилых помещений, коммунальных и других видов услуг. Перспективным представляется решение вопроса о формировании комплекса мер, направленных на установление специальной пенсии для лиц, отработавших 20 лет и более в сфере высшего образования, в том числе с дифференциацией при наличии соответствующих заслуг (наличие ученой степени, звания, правительственных наград и проч.). Системность и комплексность социально-экономических, организационно-управленческих мер, обеспечивающих надлежащие условия для профессиональной деятельности сотрудников высших образовательных организаций, способны усилить престижность профессии преподавателя высшей школы, определить действительно достойное место в социальной структуре общества.

Список литературы

1. Ежова Т.Г. Реализация пилотного проекта по совершенствованию системы высшего юридического образования / Т.Г. Ежова, Е.С. Фадеева, Т.А. Навагина // Юридическое образование и наука. 2024. № 2. С. 21–25.
2. Кодан С.В. Художественная литература и история государства и права России: грани взаимодействия / С.В. Кодан // Российский юридический журнал. 2015. № 6. С. 34–42.
3. Кондрашев А.А. Проблемы современного юридического образования в контексте реформы высшего образования в Российской Федерации: итоги и перспективы / А.А. Кондрашев // Lex russica (Русский закон). 2018. № 1 (134). С. 144–156.
4. Макаренко А.С. Педагогическая поэма / А.С. Макаренко. Москва : Молодая гвардия, 1977. 640 с.
5. Матвеев В.Ю. Сложные и спорные вопросы реализации права на образование в России / В.Ю. Матвеев // Журнал российского права. 2018. № 2. С. 123–131.
6. Тепляшин И.В. Инфляция высшего юридического образования: в контексте исследования проблем / И.В. Тепляшин, Е.В. Богатова // Юридическое образование и наука. 2018. № 4. С. 6–11.

Остальные статьи