Анализ положения ведомственных периодических изданий с учетом новых методик ранжирования научных публикаций
Аннотация
Цель данной работы заключается в проведении количественного тематического анализа издаваемых ведомственных научных периодических изданий, выпускаемых организациями ФСИН России в контексте введения в действие рекомендации Высшей аттестационной комиссии (далее — ВАК) при Минобрнауки России от 26 октября 2022 г. № 2-пл/1 «О новых критериях к соискателям ученых степеней кандидата наук, доктора наук, к членам диссертационных советов», изменения методики расчета интегрального показателя Science Index1 и последующего перерасчета библиометрических показателей для всех журналов. Мониторинг ведомственных научных журналов, включенных в Перечень ВАК, и результатов их категорирования в 2023 г. Методология: методологическим фундаментом исследования являются общенаучные методы: целостность, системность, всеобщая связь, причинность, методы идеализации, синтеза, сравнительного, качественного, контент-анализа. Выводы. Издание ведомственных периодических журналов является одним из факторов развития ведомственной науки и образования. Динамика к общему увеличению числа журналов в то же время напрямую не отражается на увеличении числа изданий, включенных в Перечень ВАК. Прирост на 30% общего числа журналов незначительно сказался на приросте изданий, входящих в Перечень ВАК. Пропорции распределения ведомственных изданий по категориям (более половины отнесены ко второй категории) свидетельствуют об устойчивом развитии журналов. В то же время к числу журналов-лидеров отнесен только один журнал, что явно вызывает стремление к укреплению позиций авторитета у прочих ведомственных изданий. Понимание уровня развития журнала в сравнении с изданиями того же тематического охвата важно для выстраивания дальнейшей редакционной политики. Однозначно, что развитие суверенной системы научной оценки, рейтингирования, ранжирования, категорирования научных периодических изданий, начавшееся с 2022 г., нестатично и претерпит не одно изменение в процессе поиска оптимальной системы отбора, обеспечивающего максимально объективные оценки издания. Научная и практическая значимость. Выбор достаточно узкого локуса ведомственных изданий демонстрирует общие тенденции. Прослеживается прямая взаимосвязь категоризации с индивидуальным восприятием авторами и учеными престижа издания и сложности публикации исследования в нем. Результаты количественного и тематического анализа публикуемых ведомственных научных периодических изданий, выпускаемых организациями ФСИН России, приведенный в статье, может быть полезен как лицам, занимающимся редакционно-издательской деятельностью, так и авторам, выстраивающим публикационную карьеру.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-9-14-17 |
Единицей научного измерения является научная статья. Публикация – способ представления общественности, коллегам результатов своей научной деятельности, способ развития научной дискуссии, источник актуальной информации. Особую ценность в деле научного поиска представляет разнообразие позиций и точек зрения на страницах журнала.
Публикационная активность важна не только для исследователей как индивидов, но и в целом для образовательной научной организации. Так, например, профессиональным стандартом установлены требования к кадровым условиям реализации программы магистратуры. Руководитель магистратуры должен осуществлять самостоятельную научно-исследовательскую деятельность по направлению подготовки, иметь ежегодные публикации по результатам указанной научно-исследовательской (творческой) деятельности в ведущих отечественных и (или) зарубежных рецензируемых научных журналах и изданиях.
Приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации от 18 апреля 2023 г. № 409 «Об утверждении аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования, методики расчета и применения аккредитационных показателей по образовательным программам высшего образования» (зарегистрирован 19.05.2023 № 73363) одним из аккредитационных показателей является «Доля научно-педагогических работников, имеющих ученую степень и (или) ученое звание (в том числе богословские ученые степени и звания), и (или) лиц, приравненных к ним, в общем числе работников, реализующих образовательную программу высшего образования». Обратим внимание на то, что к соискателям ученых степеней с сентября 2023 г. предъявляются требования (обязательности) достаточности публикаций основных научных результатов диссертационных исследований в научных изданиях, включенных в мировые базы данных, в изданиях RSCI, из К1–К2 Перечня Высшей аттестационной комиссии (далее – ВАК), установленные рекомендациями ВАК Минобрнауки России от 26 октября 2022 г. № 2-пл/1 «О новых критериях к соискателям ученых степеней кандидата наук, доктора наук, к членам диссертационных советов». Расчет пороговых значений и распределение организаций по референтным группам и категориям осуществляет Федеральная система мониторинга результативности деятельности научных организаций, выполняющих научно-исследовательские, опытно-конструкторские и технологические работы (ФСМНО) – информационно-аналитическая платформа Минобрнауки России.
Осознавая значимость развития периодических научных изданий для развития ведомственной науки, образовательными организациями Федеральной службы исполнения наказаний Российской Федерации (далее – ФСИН России) организована работа по созданию и развитию журналов.
В структуру ФСИН России входит 12 образовательных организаций: 1 университет, 1 академия, 1 филиал, 6 институтов, 2 ИПКР, 1 учебный центр; 2 научно- исследовательских института (НИИ ФСИН России, НИИТ ФСИН России) и 1 объединенная редакция. Указанные организации в общей сложности издают 22 научных периодических издания, из которых 13 изданий включены в Перечень рецензируемых научных изданий, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени кандидата наук, на соискание ученой степени доктора наук (далее – Перечень ВАК).