Дата публикации: 03.10.2024

Интеграция юридического образования, науки и практики в Университете прокуратуры Российской Федерации

Аннотация

В статье рассматривается история становления и развития Университета прокуратуры Российской Федерации и его институтов (филиалов), цели и основные направления деятельности. Уделяется внимание осуществляемому университетом международному сотрудничеству с прокуратурами зарубежных стран в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка. Уникальная образовательная и научная организация в системе прокурату ры Российской Федерации, системно соединившая процессы высшего образования по специализации «Прокурорская деятельность», дополнительного профессионального образования прокуроров и научной деятельности, позволяет университету осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для органов прокуратуры. Комплексная интеграция образования, науки и практики в университете способствует формированию достаточного уровня юридических знаний и умений, профессиональных компетенций, высокой степени правовой культуры прокурорского работника.




С целью «обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» требуется основательная подготовка кадров для органов прокуратуры, обладающих глубокими правовыми знаниями, развитой правовой культурой и высокими моральными устоями. Как верно отмечает ректор Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации Игорь Михайлович Мацкевич, «фундаментальное качественное образование является непременным условием для качественной работы будущего прокурорского работника».

В Университете осуществляется «прикладное» юридическое образование, которое начало развиваться в России более двух веков назад. Так, с конца ХVIII – второй половине ХIХ вв. подготовка юристов для высших органов государственного управления, судебной системы, административно-хозяйственных учреждений, военной юстиции проводилась преимущественно ведомственными учебными заведениями, отличавшимися высоким качеством обучения ведущими учеными и практиками. Военные училища, обладающие доступностью и широкими возможностями для продвижения по службе после обучения, были первым удачным опытом объединения теоретических знаний и практических навыков обучающихся.

Советская высшая школа реализовывала ведомственное профессиональное образование (инженерное, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) с 30-х годов ХХ в., которое характеризовалось профессиональной квалификацией, прикладным характером научных исследований и специализацией в конкретных сферах (охрана правопорядка, обеспечение безопасности и т.п.). В 1975 г. была установлена единая номенклатура юридической специальности «Правоведение», по которой готовили «юристов широкого профиля». Впрочем, время не стоит на месте. Сегодня сложно себе представить медика, одинаково хорошо разбирающегося в терапевтическом лечении, хирургии и стоматологии. Поэтому точно так же, как студентам медицинских образовательных организаций, студентам, изучающим юриспруденцию, необходима юридическая специализация, формирующая определенный образ мышления, например, для ученого-юриста важно разбираться в специфике правоведения; для управленца большое значение имеет государствоведческое мышление; для судьи – особенности судопроизводства; для работника прокуратуры – защита конституционных прав граждан и правоохранительная деятельность. Речь идет о соотношении структуры юридического образования с юридической профессией, когда действует специализированная подготовка юристов по определенным направлениям. Даже в Германии с господствующей идеей единства юридической профессии («Ein-heitsjurist») имеется потребность в специализации обучающихся, сдающих государственные экзамены по окончании университета по юриспруденции и по окончании практической стажировки по программам, разработанным профессорами университета, судьями и представителями различных министерств.

Список литературы

1. Алексеев С.С. Введение в юридическую специальность / С.С. Алексеев. Москва : Юридическая литература, 1976. 256 с.
2. Дудырев Ф.Ф. Российское юридическое образование в эпоху реформ (опыт сравнительно-исторического анализа) / Ф.Ф. Дудырев // Государство и право. 2005. № 1. С. 88–91.
3. Звягинцев А.Г. Призванные Отечеством. Рос¬сийские прокуроры. 1722–1917 / А.Г. Звягинцев, Ю.Г. Орлов. Москва : Росспэн, 1997. 815 с.
4. Кутафин О.Е. Ответы на вопросы «Российского юридического журнала» академика О.Е. Кутафина / О.Е. Кутафин, Е.С. Шугрина // Российский юридический журнал. 2008. № 6 (63). С. 18–24.
5. Лановая Г.М. Проблемы формирования профессионального юридического мышления в современном вузовском образовании / Г.М. Лановая // Юридическая наука и практика: Вестник Нижегородской академии МВД России. 2023. № 3 (63). С. 148–151.
6. Мамутов В.К. О подготовке юриста широкого профиля в условиях развитого социализма / В.К. Мамутов, В.Д. Волков // Правоведение. 1983. № 6. С. 22–32.
7. Мацкевич И.М. Становление и развитие системы юридического образования в России и подготовка будущих прокурорских работников / И.М. Мацкевич // Вестник Университета прокуратуры Российской Федерации. 2023. № 6 (98). С. 5–22.
8. Муравьев Н.В. Прокурорский надзор в его устройстве и деятельности. Т. 1. Прокуратура на Западе и в России / Н.В. Муравьев. Москва : Университетская типография, 1889. 552 с.
9. Нижник Н.С. Ремесленник или мыслитель: диалектика профессиональной подготовки юристов в контексте идеологии юридического утилитаризма / Н.С. Нижник // Юридическое образование в России: в поисках новой модели / ответственные редакторы М.В. Немытина, С.В. К
10. Осакаве К. Сравнительное правоведение: схематический комментарий / К. Осакаве. Москва : Юрист, 2008. 830 с.
11. Синюков В.Н. Концептуальные основы развития университетского прикладного юридического образования в России / В.Н. Синюков, Т.В. Синюкова // Юридическая техника. 2009. № 3. С. 292–308.
12. Шершеневич Г.Ф. Наука гражданского права в России / Г.Ф. Шершеневич. Казань : типография Императорского университета, 1893. 244 с.
13. Шершеневич Г.Ф. О чувстве законности / Г.Ф. Шершеневич. Казань: Типо-литография Императорского Университета, 1897. 28 с.

Остальные статьи