Интеграция юридического образования, науки и практики в Университете прокуратуры Российской Федерации
Аннотация
В статье рассматривается история становления и развития Университета прокуратуры Российской Федерации и его институтов (филиалов), цели и основные направления деятельности. Уделяется внимание осуществляемому университетом международному сотрудничеству с прокуратурами зарубежных стран в защите прав и свобод граждан, укреплении законности и правопорядка. Уникальная образовательная и научная организация в системе прокурату ры Российской Федерации, системно соединившая процессы высшего образования по специализации «Прокурорская деятельность», дополнительного профессионального образования прокуроров и научной деятельности, позволяет университету осуществлять подготовку высококвалифицированных кадров для органов прокуратуры. Комплексная интеграция образования, науки и практики в университете способствует формированию достаточного уровня юридических знаний и умений, профессиональных компетенций, высокой степени правовой культуры прокурорского работника.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Юридическое образование и наука № 09/2024 |
Страницы | 6-13 |
DOI | 10.18572/1813-1190-2024-9-6-13 |
С целью «обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства» требуется основательная подготовка кадров для органов прокуратуры, обладающих глубокими правовыми знаниями, развитой правовой культурой и высокими моральными устоями. Как верно отмечает ректор Университета прокуратуры Российской Федерации, доктор юридических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, Почетный работник прокуратуры Российской Федерации Игорь Михайлович Мацкевич, «фундаментальное качественное образование является непременным условием для качественной работы будущего прокурорского работника».
В Университете осуществляется «прикладное» юридическое образование, которое начало развиваться в России более двух веков назад. Так, с конца ХVIII – второй половине ХIХ вв. подготовка юристов для высших органов государственного управления, судебной системы, административно-хозяйственных учреждений, военной юстиции проводилась преимущественно ведомственными учебными заведениями, отличавшимися высоким качеством обучения ведущими учеными и практиками. Военные училища, обладающие доступностью и широкими возможностями для продвижения по службе после обучения, были первым удачным опытом объединения теоретических знаний и практических навыков обучающихся.
Советская высшая школа реализовывала ведомственное профессиональное образование (инженерное, педагогическое, медицинское, юридическое и др.) с 30-х годов ХХ в., которое характеризовалось профессиональной квалификацией, прикладным характером научных исследований и специализацией в конкретных сферах (охрана правопорядка, обеспечение безопасности и т.п.). В 1975 г. была установлена единая номенклатура юридической специальности «Правоведение», по которой готовили «юристов широкого профиля». Впрочем, время не стоит на месте. Сегодня сложно себе представить медика, одинаково хорошо разбирающегося в терапевтическом лечении, хирургии и стоматологии. Поэтому точно так же, как студентам медицинских образовательных организаций, студентам, изучающим юриспруденцию, необходима юридическая специализация, формирующая определенный образ мышления, например, для ученого-юриста важно разбираться в специфике правоведения; для управленца большое значение имеет государствоведческое мышление; для судьи – особенности судопроизводства; для работника прокуратуры – защита конституционных прав граждан и правоохранительная деятельность. Речь идет о соотношении структуры юридического образования с юридической профессией, когда действует специализированная подготовка юристов по определенным направлениям. Даже в Германии с господствующей идеей единства юридической профессии («Ein-heitsjurist») имеется потребность в специализации обучающихся, сдающих государственные экзамены по окончании университета по юриспруденции и по окончании практической стажировки по программам, разработанным профессорами университета, судьями и представителями различных министерств.