Несовершеннолетний работник как субъект трудовых отношений: риски дискриминации в отечественном и зарубежном праве
Аннотация
В статье рассматриваются некоторые аспекты трудовых отношений с несовершеннолетними лицами. Актуальная правовая повестка показывает, что государство уделяет большое внимание поддержке молодежной занятости и трудоустройства несовершеннолетних. В то же время существует опасность дискриминации несовершеннолетних со стороны работодателя по причине низкой правовой грамотности и излишней доверчивости данного сегмента работников. С другой стороны, проблема заключается и в сомнении работодателя относительно рисков, которые необходимо принять при трудоустройстве молодого сотрудника. При анализе зарубежного законодательства некоторых государств обнаружены комплексные подходы к определению конкретного перечня специальностей либо сфер трудоустройства несовершеннолетних, а также механизмы привлечения к ответственности работодателей за нарушение трудовых прав несовершеннолетних, в том числе дискриминацию по возрастному критерию.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 49-52 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-4-49-52 |
Трудовые отношения с несовершеннолетним лицом в реалиях современного отечественного трудового права претерпели некоторые изменения, на наш взгляд, позитивного характера. Демографическая ситуация такова, что работающее взрослое население не справляется с высокой солидарной пенсионной нагрузкой. Низкая рождаемость в 90-е гг. прошлого века стала следствием дефицита работоспособного населения в настоящее время. Изменение в технологической сфере, цифровизация, возможность удаленной работы требуют обратить внимание работодателей на молодежь, в том числе в возрасте до 18 лет. Государственная политика в сфере трудоустройства несовершеннолетних изложена в Долгосрочной программе содействия занятости молодежи на период до 2030 г., утвержденной Распоряжением Правительства от 14 декабря 2021 г. № 3581-р. Основные положения программы заключаются в создании условий для успешной реализации потенциала молодых людей государством, образовательными учреждениями и представителями предпринимательства. Отмечена необходимость активизировать работу служб занятости, разработать программы по подбору персонала с учетом специфики несовершеннолетних, усилить защиту трудовых прав и предотвратить дискриминацию.
Отметим, что право несовершеннолетних граждан на труд прошло существенную эволюцию за чуть менее чем 200 лет. В прошлом детская занятость мало чем отличалась от взрослой, с малолетними обращались как с недоразвитыми взрослыми. Все изменилось 185 лет назад, 9 марта 1839 г., когда в Германии было принято Положение о трудоустройстве молодых работников. Данный нормативный правовой акт запрещал детям в возрасте до девяти лет регулярно работать на заводах и в шахтах, устанавливал ограничения времени работы детям от 9 до 16 лет не более десяти часов, а также вводил образовательный ценз в виде обязательного посещения школы в течение трех лет до начала получения трудового опыта. Изначально приведенные прогрессивные нормы имели малое влияние, и многие работодатели их не соблюдали. В мировой практике и в настоящее время существует значительное злоупотребление детским трудом. По данным, представленным Международной организацией труда и ЮНИСЕФ, более 168 млн детей во многих бедных странах Азии, Южной Америки, Африки, а также в странах Восточной Европы ежедневно выполняют тяжелую работу в сельском хозяйстве, на текстильных фабриках, горнодобывающем производстве.
В настоящее время на международном уровне вопрос о детском труде регулируется тремя основными документами: Конвенцией Международной организации труда (МОТ) № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу», Конвенцией МОТ № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» и Конвенцией Организации Объединенных Наций о правах ребенка. Эти акты определяют сложившуюся концепцию детского труда и служат основой для законодательства о детском труде, принятого странами, ратифицировавшими их.
Отечественное трудовое законодательство предоставляет широкие гарантии, адресованные малолетним работникам, в связи с этим тяжелая эксплуатация детского труда в России имеет малозначительный процент. Однако злоупотребления со стороны работодателей проявляются, например, в подмене трудовых отношений гражданско-правовыми. Цивилисты обращали внимание на минимальное количество требований для реализации возможности регистрации несовершеннолетнего в качестве самозанятого. В письме Федеральной налоговой службы № СД-4-3/2440@ от 13 февраля 2019 г. разъясняется, что лицо, достигшее 14 лет, может приобрести статус самозанятого и применять специальный налоговый режим «Налог на профессиональный доход».
Отказы в приеме на работу в связи с применением возрастного ценза по-прежнему распространены в отечественной практике. В июне 2023 г. на официальном портале «Госуслуги» проводился опрос среди несовершеннолетних относительно их трудоустройства в свободное от учебы время, в соответствии с которым 95% опрошенных готовы работать в летние каникулы, 60% уже имеют опыт работы. В свою очередь, интернет-издание «Кадровое дело» проводило опрос среди работодателей относительно их готовности принять на работу лицо, не достигшее 18 лет, по результатам которого 41% не принимают таких работников, 35% предпочитают не связываться, 16,6% принимают исключительно в летнее время.