Дата публикации: 03.10.2024

Дефекты законодательства о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу

Аннотация

Авторы статьи анализируют дефекты законодательства о порядке замещения должностей научно-педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу. К таким дефектам относятся применение норм гражданского законодательства к регулированию трудовых отношений, возникающих между лицом, участвующим в конкурсе на замещение должности преподавателя высшего учебного заведения, и работодателем, отсутствие обязанности работодателя провести конкурс в случае истечения срока трудового договора, а также другие противоречия. Авторы статьи со ссылкой на судебную практику анализируют указанные дефекты и предлагают способы их преодоления.




Замещению должности педагогического работника, относящегося к профессорско-преподавательскому составу (далее — педагогический работник), предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. В настоящее время порядок такого избрания регулируется Положением о порядке замещения должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу, утвержденным Приказом Минобрнауки России от 23 июля 2015 г. № 749 (далее — Положение 2015 г.). С 1 сентября 2024 г. вступает в силу новое положение, утвержденное Приказом Минобрнауки России от 4 декабря 2023 г. № 1138 (далее — Положение 2023 г.).

В Положении 2023 г. появляется конструкция, которой в прежних аналогичных актах не было. Речь идет о подп. «ж» п. 7 Положения 2023 г., согласно которому в объявлении о проведении конкурса указываются порядок и сроки внесения изменений в условия конкурса, а также его отмены в соответствии со ст. 1058 Гражданского кодекса РФ (далее — ГК РФ).

Статья 1058 ГК РФ посвящена публичному конкурсу. При этом анализ ч. 1 и 2 ст. 1057 ГК РФ говорит о том, что цели проведения данных конкурсов иные, нежели конкурса на замещение должности преподавателя высшего учебного заведения.

Публичный конкурс направлен на достижение общественно полезных целей, и победителем конкурса является тот, кто предложит лучшее выполнение работы или достижение иных результатов. Данному лицу должно быть выплачено денежное вознаграждение или выдана (выплачена) иная награда.

Как следствие, применение подп. «ж». п. 7 Положения 2023 г. со ссылкой на нормы ГК РФ вызывает вопросы. Можно ли трактовать конкурс на замещение должности как конкурс, направленный на достижение общественно полезных целей? Можно ли считать кандидата, избранного тайным голосованием, лицом, предложившим лучшее выполнение работы или достижение иных результатов? Насколько правовые последствия отмены конкурса, предусмотренные ст. 1058 ГК РФ, адекватны отношениям, складывающимся между высшим учебным заведением и кандидатом на соответствующую должность? Данный вопрос может быть сформулирован и более широко: насколько гражданско-правовой инструментарий применим при регулировании трудовых отношений?

Список литературы

1. Добрынина Л.Ю. Некоторые юридические и структурные особенности обязательств, возникающих из публичного конкурса / Л.Ю. Добрынина // Российский юридический журнал. 2002. № 2 (34). С. 59–67.
2. Жильцов М.А. Дефекты трудового права и способы их преодоления : диссертация доктора юридических наук / М.А. Жильцов. Екатеринбург, 2011. 459 с.
3. Завгородний А.В. Нестабильность трудовых правоотношений педагогических работников в образовательных организациях: основные причины / А.В. Завгородний // Ежегодник трудового права. 2024. № 14. С. 63–76.
4. Зорина О.О. Дискреция работодателя в процессе оценки деловых качеств кандидата / О.О. Зорина // Трудовое право в России и за рубежом. 2020. № 2. С. 19–22.
5. Скворцова Т.А. Публичный конкурс как разновидность торгов / Т.А. Скворцова, В.И. Резников // Аллея науки. 2018. Т. 4. № 9 (25). С. 638–641.
6. Шевченко Г.Н. Обязательства из односторонних действий: понятие, виды, практика применения / Г.Н. Шевченко // Юридическая наука и практика. 2020. Т. 16. № 4. С. 29–38.

Остальные статьи