Гарантии трудовых прав членов избирательных комиссий: обеспечение конституционного права или тактический прием против работодателя?
Аннотация
В статье рассмотрены гарантии трудовых прав членов избирательных комиссий. С учетом сложившейся судебной практики авторы приводят возможные варианты выстраивания позиции работодателя при оспаривании работником — членом избирательной комиссии законности увольнения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 35-38 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-4-35-38 |
Одним из основных политических прав граждан России является право на участие в управлении делами государства, в том числе, право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, участвовать в референдуме (ст. 32 Конституции РФ). В целях организации и проведения выборов и референдумов создаются избирательные комиссии (далее по тексту — ИК), система которых построена по территориальному признаку согласно п. 1 ст. 20 Федерального закона от 12 июня 2002 г. № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее по тексту — Закон о гарантиях избирательных прав).
Указанные цели деятельности ИК позволили Конституционному Суду РФ заключить, что предоставляемые членам ИК гарантии по существу обеспечивают электоральные права носителей конституционных прав — граждан РФ (Определение от 16.01.2007 № 160-О-П).
Такая трактовка объясняет возложение на работодателя обязанности предоставлять членам ИК гарантии организационного характера, в том числе освобождение от работы на период подготовки и проведения выборов, сохранение основного места работы (должности), ограничение права увольнять или переводить на другую работу (ст. 165, 170 ТК РФ, ст. 29 Закона о гарантиях избирательных прав).
Работник является членом общества, выполнение обязанностей перед которым на определенное время «отодвигает» экономический интерес работодателя, «сжимает хозяйскую власть». Во избежание препятствования деятельности члена ИК за отказ освободить его от работы для участия в подготовке и проведении выборов в отношении работодателя установлена административная ответственность в виде административного штрафа (ст. 5.7 КоАП РФ).
Таким образом, цель обеспечения реализации гражданами РФ активного и пассивного избирательного права выступает обоснованием ограничений свободы экономической деятельности работодателя, в частности, принятия кадровых решений, причем на довольно продолжительный срок. Кроме того, по справедливому замечанию В.А. Сафонова, в законодательстве отсутствует ограничение на количество сроков, что потенциально способно обеспечить особые гарантии на продолжительное время.