Региональное регулирование права работников на участие в управлении организацией на примере ЕС
Аннотация
В статье рассматриваются последствия влияния первичного (Договора о функционировании ЕС) и вторичного права ЕС (Регламента № 2157/2001248 и Директивы 2001/86/EC) на реализацию права работников на участие в управлении организацией. На основе анализа позиций Европейского суда отмечается наличие конструкций, которые поощряют практики злоупотреблений со стороны бизнеса, создающих угрозы реализации права на участие в управлении.
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 18-20 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-4-18-20 |
Участие работников в управлении является одним из основных компонентов социальной рыночной экономики ЕС. По утверждению известного германского ученого М. Вайса, участие в управлении повышает легитимность принятия решений руководством, а постоянный диалог между руководством и работниками способствует укреплению доверия с обеих сторон. Необходимость обосновывать планируемые решения перед работниками или их представителями приводит к более тщательному и более качественному принятию решений . О значимости данного правового института и его связи с формированием демократии на рабочем месте свидетельствует встречающаяся в ФРГ языковая идиома Staatsbürgers im Blaumann (гражданин в спецовке).
Схожих выводов придерживаются исследователи в сфере экономики труда и менеджмента, указывающие на положительный эффект от деятельности сотрудников, участвующих в корпоративном управлении, которые, как правило, поддерживают принятие долгосрочных решений, когда речь идет о повышении производительности и финансовых результатов .
Конечно же, данная модель имеет критиков, представленных преимущественно топ-менеджментом американской экономической модели управления, соглашающихся с известным утверждением М. Вайса о том, что участие в управлении похоже на демократию, но не оправданно с экономической точки зрения, поскольку цель демократии — наличие права голоса в общественных делах, а не на рабочем месте.
В европейских странах существует множество различных форм вовлечения сотрудников в принятие управленческих решений. А попытка оценки работников не как простых объектов управленческих действий и вовлечение их в процесс принятия решений в качестве субъектов, которые влияют на условия работы либо непосредственно, либо через представителей, стала проявлением развития концепции философии справедливости в трудовом праве постмодернистской эпохи .
Анализ национального законодательства стран ЕС и доступная аналитическая информация позволяют утверждать, что участие работников в коллегиальных органах имеется в 19 европейских странах (18 европейских государств — членов ЕС плюс Норвегия) . Исследователи выделяют три группы стран: