Дата публикации: 03.10.2024

Наемный труд в условиях экспериментальных правовых режимов

Аннотация

Введение специального регулирования по ряду направлений, предусмотренных законодательством об экспериментальных правовых режимах, отражается на рабочих местах, имеющихся у работодателей, которые являются субъектами экспериментального правового режима. Среди таких работодателей сегодня можно перечислить отдельные российские предприятия в сфере транспорта и здравоохранения, а в перспективе — и в иных областях. В статье приведены доводы, каким образом введение специального регулирования влияет на сферу труда и почему рассматриваемый вопрос заслуживает внимания специалистов по трудовому праву.




С 2020 г. в России законодательно предусмотрена возможность введения экспериментальных правовых режимов (далее — ЭПР) в целях формирования новых видов и форм экономической деятельности, создания благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций. Направления, позволяющие введение ЭПР, обозначены в ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон об ЭПР), к ним отнесены, в частности, медицинская деятельность, проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, сельское хозяйство, строительство, осуществление государственного контроля (надзора), промышленное производство и т.д. По любому из перечисленных направлений может быть введено специальное регулирование, отличающееся от общего правового регулирования и устанавливаемое программой ЭПР в отношении участников ЭПР на определенный срок и на определенной территории. Задача ЭПР — снять барьеры, препятствующие быстрому развитию и внедрению цифровых технологий, а также продуктов на их основе, через возможность временно не применять к деятельности участников ЭПР отдельные регуляторные требования, тем самым предоставляя им более выгодные условия для входа на рынок. Составляющие подобные режимы комплексы правовых средств включают средства преимущественно стимулирующего и общедозволительного характера, а экономическая деятельность в рамках ЭПР связана с одним или несколькими этапами инновационного цикла: создание, производство, внедрение, промышленное применение и коммерциализация цифровых инноваций. Специальное регулирование устанавливается обычно путем принятия федеральных законов, но при этом может включать и конкретизирующие нормы этих законов подзаконные нормативные акты.

Первый ЭПР был введен на территории Москвы в 2020 г. Отдельным законом было предусмотрено проведение пятилетнего эксперимента по установлению ЭПР для создания условий по ускоренной разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ). Следующие три ЭПР в России были введены в марте 2022 г. с трехлетним сроком действия, они связаны с производством и эксплуатацией беспилотного транспорта. По состоянию на август 2024 г. реестр на сайте Минэкономразвития России содержит упоминание о 15 ЭПР, действующих на различных территориях (Москва, Санкт-Петербург, Иннополис, ряд областей и республик в составе России). Направления разработки и внедрения цифровых инноваций согласно информации из реестра касаются:

— транспортной сферы (высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов);

— медицинской деятельности (включая деятельность с применением технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья, диагнозов);

— государственных и муниципальных услуг, государственного контроля (надзора) и осуществления иных полномочий госорганами.

Список литературы

1. Бажина М.А. Интеллектуальные транспортные системы – основа de lega ferenda транспортной системы Российской Федерации / М.А. Бажина // Journal of Digital Technologies and Law. 2023. Т. 1. № 3. С. 629–649.
2. Благодир А.Л. Беспилотные транспортные средства: проблемы труда и занятости / А.Л. Благодир // Трудовое право в России и за рубежом. 2023. № 1. С. 19–22.
3. Громова Е.А. Модели экспериментальных правовых режимов в сфере цифровых инноваций / Е.А. Громова. Москва : Проспект, 2023. 131 с.
4. Громова Е.А. Экспериментальные режимы создания цифровых инноваций и проблемы обеспечения добросовестной конкуренции / Е.А. Громова // Журнал российского права. 2022. Т. 26. № 10. С. 41–51.
5. Занковский А.Н. Человекоориентированный подход к повышению качества и скорости обучения специалистов управления сложными техническими объектами (на примере БПЛА) / А.Н. Занковский, А.С. Баканов // Институт психологии Российской академии наук. Организацион
6. Козерог И.Ю. Использование искусственного интеллекта в здравоохранении: проблемы и перспективы для рынка труда / И.Ю. Козерог, С.В. Куровский, Д.А. Мишин // Инновации и инвестиции. 2023. № 12. С. 492–497.
7. Шония Г.В. Право на труд: вызовы экспериментальных правовых режимов / Г.В. Шония // Вестник Университета имени О.Е. Кутафина. 2024. № 2. С. 91–98.
8. Acemoglu, D. The wrong kind of AI? Artificial intelligence and the future of labour demand / D. Acemoglu, P. Restrepo // Cambridge Journal of Regions, Economy and Society. 2020. Vol. 13. Iss. 1. P. 25–35.
9. Cho, K. Fly a drone safely: Evaluation of an embodied egocentric drone controller interface / K. Cho, M. Cho, J. Jeon // Interacting with computers. 2017. Vol. 29. Iss. 3. P. 345–354.
10. Poncibò, C. The Methodology of Regulatory Sandboxes in the EU: A Preliminary Assessment from a Competition Law Perspective / C. Poncibò, L. Zoboli // Stanford-Vienna European Union Law Working Papers. 2022. Vol. 61. No. 61. 32 p.

Остальные статьи