Наемный труд в условиях экспериментальных правовых режимов
Аннотация
Введение специального регулирования по ряду направлений, предусмотренных законодательством об экспериментальных правовых режимах, отражается на рабочих местах, имеющихся у работодателей, которые являются субъектами экспериментального правового режима. Среди таких работодателей сегодня можно перечислить отдельные российские предприятия в сфере транспорта и здравоохранения, а в перспективе — и в иных областях. В статье приведены доводы, каким образом введение специального регулирования влияет на сферу труда и почему рассматриваемый вопрос заслуживает внимания специалистов по трудовому праву.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 14-17 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-4-14-17 |
С 2020 г. в России законодательно предусмотрена возможность введения экспериментальных правовых режимов (далее — ЭПР) в целях формирования новых видов и форм экономической деятельности, создания благоприятных условий для разработки и внедрения цифровых инноваций. Направления, позволяющие введение ЭПР, обозначены в ст. 1 Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» (далее — Закон об ЭПР), к ним отнесены, в частности, медицинская деятельность, проектирование, производство и эксплуатация транспортных средств, сельское хозяйство, строительство, осуществление государственного контроля (надзора), промышленное производство и т.д. По любому из перечисленных направлений может быть введено специальное регулирование, отличающееся от общего правового регулирования и устанавливаемое программой ЭПР в отношении участников ЭПР на определенный срок и на определенной территории. Задача ЭПР — снять барьеры, препятствующие быстрому развитию и внедрению цифровых технологий, а также продуктов на их основе, через возможность временно не применять к деятельности участников ЭПР отдельные регуляторные требования, тем самым предоставляя им более выгодные условия для входа на рынок. Составляющие подобные режимы комплексы правовых средств включают средства преимущественно стимулирующего и общедозволительного характера, а экономическая деятельность в рамках ЭПР связана с одним или несколькими этапами инновационного цикла: создание, производство, внедрение, промышленное применение и коммерциализация цифровых инноваций. Специальное регулирование устанавливается обычно путем принятия федеральных законов, но при этом может включать и конкретизирующие нормы этих законов подзаконные нормативные акты.
Первый ЭПР был введен на территории Москвы в 2020 г. Отдельным законом было предусмотрено проведение пятилетнего эксперимента по установлению ЭПР для создания условий по ускоренной разработке и внедрению технологий искусственного интеллекта (далее — ИИ). Следующие три ЭПР в России были введены в марте 2022 г. с трехлетним сроком действия, они связаны с производством и эксплуатацией беспилотного транспорта. По состоянию на август 2024 г. реестр на сайте Минэкономразвития России содержит упоминание о 15 ЭПР, действующих на различных территориях (Москва, Санкт-Петербург, Иннополис, ряд областей и республик в составе России). Направления разработки и внедрения цифровых инноваций согласно информации из реестра касаются:
— транспортной сферы (высокоавтоматизированных транспортных средств и беспилотных воздушных судов);
— медицинской деятельности (включая деятельность с применением технологий сбора и обработки сведений о состоянии здоровья, диагнозов);
— государственных и муниципальных услуг, государственного контроля (надзора) и осуществления иных полномочий госорганами.