К вопросу о трансформации признаков безработного в новом Законе «О занятости населения в Российской Федерации»
Аннотация
В статье представлен сравнительный анализ определения понятия безработного согласно нормам старого и нового законодательства о занятости населения. Авторами рассмотрена трансформация содержания таких признаков безработного, как отсутствие занятости и готовность приступить к подходящей работе. Обращается внимание на новеллы относительно порядка регистрации граждан в целях подходящей работы. Анализ норм Закона о занятости 2023 г. позволил определить новые подходы к определению легального понятия безработного и выявить некоторые связанные с ними проблемы правового регулирования.
Тип | Статья |
Издание | Трудовое право в России и за рубежом № 04/2024 |
Страницы | 5-7 |
DOI | 10.18572/2221-3295-2024-4-5-7 |
С 1 января 2024 г. частично вступил в силу Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. № 565-ФЗ «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — новый Закон), закрепляющий принцип адресности комплекса мер государственной поддержки безработных, пришедший на смену Закону РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (далее — старый Закон).
В связи с этим представляется целесообразным проанализировать понятие безработного, предложенное в новом Законе. Различия между определениями понятия безработного в ст. 23 нового Закона, которая вступает в силу с 1 января 2025 г., и ст. 3 старого Закона, обусловлены изменением подхода законодателя к содержанию некоторых признаков безработного. Так, не изменился признак трудоспособности, в то время как признаки отсутствия работы и заработка, а также регистрации в целях поиска подходящей работы и готовности приступить к ней претерпели изменения.
Принятие нового Закона ознаменовалось изменением легального определения занятости (п. 1 ч. 1 ст. 2). В настоящее время выделяются следующие признаки занятости: непротиворечие деятельности действующему законодательству (легальность деятельности); осуществление деятельности в целях производства товаров, выполнения работ или оказания услуг и ее исключительная направленность на получение дохода.
В доктрине понятие легальности включает два элемента — содержание деятельности и надлежащее оформление данного вида деятельности. Исходя из этого, занятостью, во-первых, не может быть признана деятельность, прямо противоречащая действующему законодательству, за ведение которой предусмотрена юридическая ответственность (административная или уголовная). Во-вторых, занятостью не должна признаваться деятельность, которая осуществляется без надлежащего оформления или разрешения (регистрации). Отсутствие хотя бы одного из этих элементов не приводит к признанию соответствующей деятельности занятостью.
Однако в действующем законодательстве предусмотрены два исключения, касающиеся оформления как обязательного элемента легальности деятельности.