Дата публикации: 26.09.2024

Отнесение иностранных граждан к квалифицированным специалистам: проблемы правового регулирования

Аннотация

Россия заинтересована в привлечении квалифицированных иностранных специалистов. Несмотря на тенденцию к ужесточению миграционного законодательства, проблема найма иностранных граждан, обладающих необходимыми профессиональными компетенциями, не решена до сих пор. В этой связи в статье на основе анализа законодательства, определяющего порядок допуска к трудовой деятельности квалифицированных иностранных граждан, предпринята попытка выявить существующие в данной сфере правовые проблемы и предложить пути их решения. Сформулированные в настоящей статье выводы и предложения могут быть использованы как для дальнейших научных изысканий по соответствующей проблематике, так и для совершенствования нормативно-правовой базы.




Россия заинтересована в привлечении иностранных специалистов, обладающих необходимой профессиональной квалификацией, достаточным для интеграции в наше общество уровнем правосознания и правовой культуры в целом. Справедливость данного тезиса подтверждается как задачами миграционной политики, сформулированными в соответствующей Концепции, так и позициями представителей научного сообщества.

Между тем анализ статистической информации, представленной МВД России, позволяет утверждать, что количество работающих в нашей стране квалифицированных иностранных специалистов ничтожно мало по сравнению с общей численностью физических лиц, не имеющих российского гражданства и осуществляющих при этом в РФ трудовую деятельность. В частности, по информации ведомства за январь–июль 2023 г. высококвалифицированным иностранным специалистам было выдано всего 17 289 разрешений на работу. Одновременно за тот же период было оформлено 1 407 620 патентов и 64 695 обычных разрешений на работу иностранным гражданам и апатридам. Следует отметить, что на основании патента в России осуществляют трудовую деятельность «безвизовые» иностранные граждане, на основании разрешения на работу те, кому требуется виза (п. 4 ст. 13, п. 1 ст. 13.3 Федерального закона от 25 июля 2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации») (далее – ФЗ № 115). Не стоит забывать, что гражданам государств – членов ЕАЭС не требуется разрешительных документов для выполнения работы на территориях соответствующих стран (п. 1 ст. 97 Договора о ЕАЭС). По данным Росстата, за период с января по сентябрь 2023 г. 822 тысячи граждан государств – членов ЕАЭС работали по договору с российскими организациями и индивидуальными предпринимателями. Таким образом, даже по самым приблизительным подсчетам, количество высококвалифицированных иностранных специалистов – менее процента от общего числа работающих в РФ иностранных граждан. В связи с изложенным приобретает немалую актуальность вопрос совершенствования правовых механизмов, обеспечивающих привлечение из-за рубежа квалифицированной рабочей силы. Цель статьи заключается в попытке разработать меры, направленные на качественное изменение состава иностранных работников в сторону увеличения числа лиц, обладающих как достаточным уровнем образования в целом, так и требуемой для нашей страны квалификацией. Для достижения указанной цели в работе были поставлены следующие задачи: исследовать развитие законодательства, регулирующего привлечение квалифицированных иностранных граждан на современном этапе, выделить категории лиц, относимых к квалифицированным иностранным специалистам, выявить существующие проблемы и сформулировать возможные пути их решения.

Список литературы

1. Комолов А. МВД РФ представило законопроект об ужесточении контроля за миграцией / А. Комолов // Российская газета. 2024. 1 апреля.
2. Кряжева Е.Н. К вопросу о роли квалификации иностранных работников в регулировании внешней трудовой миграции в Российской Федерации / Е.Н. Кряжева // Трудовое право в России и за рубежом. 2018. № 1. С. 26–27.
3. Степанов А.В. Административно-правовой режим трудовой деятельности иностранных граждан как разновидность общего административно-правового режима миграционной безопасности России / А.В. Степанов // Административное право и процесс. 2021. № 12. С. 21–26.

Остальные статьи