Дата публикации: 26.09.2024

Профилактика и расследование преступлений в сфере миграции: проблемные вопросы, пути решения

Аннотация

В рамках статьи рассматриваются проблемы, возникающие при расследовании преступлений в сфере миграции. Авторами, на основе изученных практических материалов, выработаны алгоритмы, направленные на их разрешение, а также внесены обоснованные предложения по изменению действующего законодательства в исследуемой области и практике его применения.




Современные миграционные процессы в Российской Федерации характеризуются возрастанием интенсивности внутренней и внешней миграции. Обостряют существующие проблемы, а также формируют новые вызовы и угрозы миграционной и общественной безопасности масштабные изменения на внешнеполитической арене, связанные с событиями на Украине, нестабильной военно-политической ситуацией в странах Ближнего Востока, Центральной Азии. Прибытие мигрантов в экстренном массовом порядке из стран с неблагополучной политической и социально-экономической обстановкой, в том числе из зоны проведения специальной военной операции, создает риск проникновения в Россию под видом беженцев различных деструктивных элементов, членов экстремистских и террористических группировок.

По итогам 2023 г. иностранными гражданами на территории Российской Федерации совершено 38 154 преступления (снижение на 3%), в том числе гражданами государств-участников СНГ – 32 508 преступлений (-1,4%, их удельный вес составил 84%). Следует акцентировать внимание, что треть данных криминальных деяний относится к категории тяжких и особо тяжких (16 831; АППГ – 14 862; рост на 13,2%), из которых – 239 убийств (-17,8%), 544 случая умышленного причинения тяжкого вреда здоровью (-7,2%), 279 изнасилований (+1%), 9 967 преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ (+27,6%), 320 преступных деяний экстремистской направленности и террористического характера (-11,8%).

На государственном уровне предпринимается комплекс организационных и практических мер, направленность которых ориентирована на оптимизацию законодательства и правоприменительной практики в области противодействия незаконной миграции. Одним из ведущих субъектов реализации данной политики, в том числе в части применения норм, устанавливающих уголовную ответственность за криминальные деяния, совершенные в исследуемой сфере (ст. 322.1, 322.2, 322.3 Уголовного кодекса РФ (далее – УК РФ), являются органы внутренних дел Российской Федерации.

Вместе с тем анализ практики работы по расследованию преступлений в сфере миграции, проведенный в ходе работы над данным исследованием, позволил выделить ряд правовых и организационных проблем, с которыми сталкивается рядовой правоприменитель.

Прежде всего, следует отметить несовершенство конструкции некоторых норм УК РФ, предусматривающих ответственность за данные криминальные деяния. В частности, результаты изучения содержания обязательных признаков объективной стороны организации незаконной миграции (ст. 322.1 УК РФ) формируют вывод о том, что диспозиция указанной нормы нуждается в дополнении, поскольку употребляемое в ней понятие «организация» не отражает всей совокупности входящих в него действий. Для правильной квалификации деяния полагаем необходимым дополнить диспозицию ч. 1 ст. 322.1 УК РФ более конкретными формулировками, в частности, указанием на руководство деятельностью или содействие ей по незаконному ввозу и пребыванию на территории Российской Федерации иностранцев, их транзитному проезду через территорию Российской Федерации. Считаем, что основным аргументом для квалификации деяния по анализируемой статье выступает организация пребывания именно тех иностранных граждан или лиц без гражданства, которые незаконно находятся на территории РФ.


Остальные статьи