Дата публикации: 25.07.2024

Основные направления, формы и методы воспитательной работы с работниками и курсантами образовательных организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации

Аннотация

В статье анализируется состояние воспитательной работы с сотрудниками и курсантами образовательных организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Представлены результаты анализа практики воспитательного процесса, его путей, методов и форм.




В настоящее время в период трансформирования российского общества, обусловленного сменой технологического уклада, изменением геополитической обстановки, проблемами в социокультурной, экономической, демографической и иных сферах жизнедеятельности, значительно повышается роль и ответственность граждан перед государством и обществом. Указанные процессы требуют усиления внимания к организации воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее — УИС), направленной на формирование готовности сотрудников и курсантов образовательных организаций к служению государству и обществу.

Проблематика организации и осуществления воспитательной деятельности активно обсуждается как в общественном поле, так и в поле научного дискурса. На протяжении длительного периода времени изучением процесса воспитания занимались представители таких наук, как юридическая, историческая, философская, социологическая, педагогическая, психологическая, политологическая, и других социальных и гуманитарных наук.

Теоретическими основами организации воспитательной работы с сотрудниками и курсантами УИС служат гуманистические идеи и принципы, сформулированные И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шатским, К.Д. Ушинским, а также исследователями деятельности сотрудников силовых структур: И.П. Поласым, А.М. Столяренко, А.В. Барабанщиковым, В.И. Журавлевым, А.И. Ушатиковым, Б.Б. Казаком, В.М. Литвишковым, Д.В. Сочивко и др.

Актуальность дальнейшего развития системы воспитания сотрудников УИС, и особенно молодежи, заметно возросла в силу причин. Так, назрела необходимость систематизировать имеющиеся в практике воспитания методы, средства, формы, а также определить необходимость инноваций в процессе воспитания и т.д. Изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают ряд новых направлений, которые необходимо усилить и модернизировать с учетом современной обстановки и условий. Например, практику патриотического воспитания, которую активно продолжают применять в рамках работы с сотрудниками, курсантами и молодежью: работу с участниками военно-патриотических клубов и кадетских классов, организацию уголков истории, проведение историко-культурных мероприятий — вахт памяти, участие во всероссийских и региональных движениях и проектах «Юнармия», «Поисковое движение России», в акциях российского военно-исторического общества и многое другое. Появление новых возможностей, процессы цифровизации, диджитолизации, происходящие в УИС, требуют модернизации практики использования в воспитательной работе информационно-пропагандистских и просветительских средств, что позволит обобщить практический опыт, выбрав лучшее, с одной стороны, и выявить проблемы реализации воспитания, с другой. Системность организации воспитательной работы необходимо проработать с учетом основных педагогических явлений — образования, обучения и развития, где:

– образование сотрудников и курсантов — это целенаправленный процесс обогащения личности системой фундаментальных знаний и умений, качеств и способностей, соответствующих современному уровню образованности;

Список литературы

1. Кузнецов А.С. Патриотическое воспитание: теоретико-методологические проблемы педагогического исследования / А.С. Кузнецов // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования. 2021. № 1 (30). С. 118–122.
2. Кулакова С.В. Определение критериев профессиональной пригодности кандидатов на службу в отделы воспитательной работы с осужденными пенитенциарных учреждений ФСИН России / С.В. Кулакова, Н.А. Цветкова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, у
3. Лебедев Г.П. Патриотическое воспитание сотрудников органов внутренних дел : лекция / Г.П. Лебедев. Домодедово : ВИПК МВД России, 2008. 36 с.
4. Левашов В.К. Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий / В.К. Левашов // Социологические исследования. 2006. № 8 (268). С. 67.
5. Павлов А.В. Патриотизм. Очень краткая история идеи / А.В. Павлов // Философская антропология. 2018. № 1. С. 175–191.
6. Полякова Я.Н. Психолого-педагогические аспекты развития профессионально значимых качеств сотрудников уголовно-исполнительной системы / Я.Н. Полякова, Т.А. Симакова, В.В. Фомин. Рязань : Академия права и управления Федеральной службы исполнения наказаний,
7. Психолого-педагогическое сопровождение сотрудников правоохранительных органов: нивелирование психотравмирующих событий при решении служебных (оперативно-тактических) задач в условиях внештатных ситуаций : учебник / С.В. Кулакова, А.В. Новиков, Д.Н. Слабка
8. Смородинскова И.А. Профессиональные качества сотрудников уголовно-исполнительной системы / И.А. Смородинскова, П.Н. Казберов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2023. № 3. С. 29–31.
9. Соляренко А.М. Психология и педагогика : учебное пособие для вузов / А.М. Соляренко. Москва : ЮНИТИ-ДАНА. 2001. 423 с.
10. Хайрулин Ш.Ш. Патриотическое воспитание курсантов военного вуза в условиях оптимизации образовательного процесса : автореферат диссертации кандидата педагогических наук / Ш.Ш. Хайрулин. Челябинск, 1996. 22 с.

Остальные статьи