Основные направления, формы и методы воспитательной работы с работниками и курсантами образовательных организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации
Аннотация
В статье анализируется состояние воспитательной работы с сотрудниками и курсантами образовательных организаций уголовно-исполнительной системы Российской Федерации. Представлены результаты анализа практики воспитательного процесса, его путей, методов и форм.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 04/2024 |
Страницы | 26-30 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2024-4-26-30 |
В настоящее время в период трансформирования российского общества, обусловленного сменой технологического уклада, изменением геополитической обстановки, проблемами в социокультурной, экономической, демографической и иных сферах жизнедеятельности, значительно повышается роль и ответственность граждан перед государством и обществом. Указанные процессы требуют усиления внимания к организации воспитательной работы в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации (далее — УИС), направленной на формирование готовности сотрудников и курсантов образовательных организаций к служению государству и обществу.
Проблематика организации и осуществления воспитательной деятельности активно обсуждается как в общественном поле, так и в поле научного дискурса. На протяжении длительного периода времени изучением процесса воспитания занимались представители таких наук, как юридическая, историческая, философская, социологическая, педагогическая, психологическая, политологическая, и других социальных и гуманитарных наук.
Теоретическими основами организации воспитательной работы с сотрудниками и курсантами УИС служат гуманистические идеи и принципы, сформулированные И.Г. Песталоцци, Я.А. Каменским, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинским, С.Т. Шатским, К.Д. Ушинским, а также исследователями деятельности сотрудников силовых структур: И.П. Поласым, А.М. Столяренко, А.В. Барабанщиковым, В.И. Журавлевым, А.И. Ушатиковым, Б.Б. Казаком, В.М. Литвишковым, Д.В. Сочивко и др.
Актуальность дальнейшего развития системы воспитания сотрудников УИС, и особенно молодежи, заметно возросла в силу причин. Так, назрела необходимость систематизировать имеющиеся в практике воспитания методы, средства, формы, а также определить необходимость инноваций в процессе воспитания и т.д. Изменения, происходящие в российском обществе, выдвигают ряд новых направлений, которые необходимо усилить и модернизировать с учетом современной обстановки и условий. Например, практику патриотического воспитания, которую активно продолжают применять в рамках работы с сотрудниками, курсантами и молодежью: работу с участниками военно-патриотических клубов и кадетских классов, организацию уголков истории, проведение историко-культурных мероприятий — вахт памяти, участие во всероссийских и региональных движениях и проектах «Юнармия», «Поисковое движение России», в акциях российского военно-исторического общества и многое другое. Появление новых возможностей, процессы цифровизации, диджитолизации, происходящие в УИС, требуют модернизации практики использования в воспитательной работе информационно-пропагандистских и просветительских средств, что позволит обобщить практический опыт, выбрав лучшее, с одной стороны, и выявить проблемы реализации воспитания, с другой. Системность организации воспитательной работы необходимо проработать с учетом основных педагогических явлений — образования, обучения и развития, где:
– образование сотрудников и курсантов — это целенаправленный процесс обогащения личности системой фундаментальных знаний и умений, качеств и способностей, соответствующих современному уровню образованности;