Дата публикации: 25.07.2024

Образовательная система уголовно-исполнительной системы как структурная подсистема общества

Аннотация

В статье речь идет о том, что в процессе взаимодействия в условиях социальной среды люди и социальная среда оказывают влияние на других людей и другие среды. Обобщение результатов научных исследований подчеркивает, что интенсивные качества системы, возникающие в результате взаимодействия ее элементов, являются ведущими свойствами социальных систем.




Рассмотрим понятие «социальная система». К числу социальных систем относятся политические, экономические, правовые, социокультурные и иные системы.

Каждый человек в социальной системе выполняет свою деятельность, взаимодействуя с другими людьми, объединениями, различными общностями. В процессе взаимодействия в условиях социальной среды как люди, так и социальная среда оказывают влияние на других людей и другие среды. В результате социальная общность и становится социальной системой.

Каждая социальная система органически связана с социальной системой более крупного масштаба. В то же время социальная система сохраняет свою относительную самостоятельность, что обеспечивает их разнообразие в обществе, в связи с этим каждая социальная система уникальна и способна создавать производные системы. И такая система, как уголовно-исполнительная, не является исключением. Итак, социальная система — это упорядоченная самоуправляемая целостность различных связей и отношений, носителем которых является человек и те социальные образования, в которые он включен.

Обобщение результатов исследований И.В. Блауберга, Э.Г. Юдина, В.Н. Садовского, В.П. Симонова позволяет сделать выводы о том, что интенсивные качества системы, возникающие в результате взаимодействия ее элементов, являются ведущими свойствами социальных систем.

В нашем исследовании особый интерес представляет такая социальная система, как образовательная система, являющаяся одной из структурных подсистем общества. В данном контексте определим понятие «образование» как:

Список литературы

1. Осипов В.Г. Энциклопедический словарь / В.Г. Осипов, А.Л. Налетова. Москва : РАН, 1995. 939 с.
2. Щедровицкий П.Г. Индивидуальные образовательные программы / П.Г. Щедровицкий // Управление школой. 2001. № 1.
3. Шарипов Ф.В. Педагогика и психология высшей школы : учебное пособие / Ф.В. Шарипов. Москва : Логос, 2015. 448 с.
4. Третьяков П.И. Управление школой по результатам: практика педагогического менеджмента. Москва : Новая школа, 1998. 288 с.
5. Симонов В.П. Системный подход — основа педагогического менеджмента / В.П. Симонов // Педагогика. 1994. № 1. С. 54–58.
6. Садовский В.Н. Вступительная статья / В.Н. Садовский, Э.Г. Юдин // Исследование по общей теории систем : сборник переводов / общее редактирование и вступительная статья В.Н. Садовского и Э.Г. Юдина. Москва : Прогресс, 1969. 518 с.
7. Педагогика / под ред. Пидкасистого. М., 1997. 342 с.
8. Педагогика открытости и диалога культур / М.Н. Певзнер, В.О. Букетов, О.М. Зайченко ; под редакцией М.Н. Певзнера, В.О. Букетова. Москва : Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2000. 265 с.
9. Певзнер М.Н. Педагогика открытости и диалог культур / М.Н. Певзнер, Р.М. Шерайзина, О.М. Зайченко и др.
10. Блауберг И.В. Становление и сущность системного подхода / И.В. Блауберг, Э.Г. Юдин. Москва : Наука, 1973. 269 с.
11. Макареня А.А. Педагогическая антропоэкология : учебно-методическое пособие / А.А. Макареня, С.В. Кривых. Новокузнецк : ИПК. 2000. 191 с.
12. Люрье Н.А. Образование как феномен культуры и фактор развития личности : автореферат диссертации доктора педагогических наук / Н.А. Люрье. Томск, 1997. 48 с.
13. Лебедев О.Е. Развитие региональной образовательной системы как управляемый процесс / О.Е. Лебедев // Современная развивающая школа : сборник научных практико-ориентированных статей / под редакцией З.И. Васильевой. Санкт-Петербург : РГПУ им. А.И. Герцена,
14. Громыко Ю.В. Программирование и проектирование развития образования / Ю.В. Громыко. Москва : Московская академия развития образования, 1996. 545 с.
15. Голованова Н.Ф. Педагогика : учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования / Н.Ф. Голованова. Москва : Академия, 2013. 240 с.
16. Гершунский Б.С. Философия образования для ХХI века / Б.С. Гершунский. М., 2002. 697 с.
17. Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах / В.В. Воронов. М., 1997. 71 с.

Остальные статьи