Дата публикации: 25.07.2024

Учебно-методическое обеспечение обучения курсантов и сотрудников коррекции осужденных за террористические преступления

Аннотация

В статье раскрываются характеристики учебно-методического обеспечения обучения курсантов и сотрудников уголовно-исполнительной системы Российской Федерации коррекции лиц, осужденных за совершение террористических преступлений. Эффективность коррекционной работы сотрудников ФСИН России с осужденными рассматриваемой категории во многом зависит от качества учебно-методического обеспечения обучения курсантов ведомственных образовательных организаций и непрерывного процесса повышения квалификации действующих сотрудников. Учебно-методическое обеспечение обучения курсантов и сотрудников коррекционной работе с осужденными за терроризм определяет актуальность, прежде всего, принципов и основных этапов, чему и посвящена данная публикация.




В современных условиях вопрос о проведении коррекционной работы с осужденными, отбывающими наказание за террористическую деятельность, становится все более актуальным, а следовательно, все большую актуальность приобретает и методическое обеспечение этой работы в пенитенциарной сфере. Вопрос методического обеспечения организации эффективной коррекционной работы с осужденными за террористические преступления не обходится без внимания со стороны руководства ФСИН России. Этому вопросу посвящаются коллегии ФСИН России, совещания при директоре ФСИН России, разделы Концепций развития ФСИН России, разделы планов и отчетов работы на год ФСИН России и структурных подразделений.

Успешность коррекционного воздействия сотрудников ФСИН России на осужденных различных категорий во многом зависит от качества учебно-методического обеспечения обучения курсантов ведомственных образовательных организаций и непрерывного процесса повышения квалификации действующих сотрудников. Пожалуй, основной организационный момент в учебно-методическом обеспечении обучения курсантов и сотрудников — это определение основных принципов и этапов данного процесса.

По результатам проведенных исследований, изучения опыта практических отечественных и зарубежных специалистов определились основные принципы разработки методической продукции для работы с этой категорией осужденных. Обоснованность этих принципов подтверждается в том числе и выводами разработчиков мотивационной теории терроризма из Германии, опиравшихся на имеющуюся у них обширную эмпирическую базу.

Основными принципами в коррекционной работе с осужденными, отбывающими наказание за терроризм, отличающимися от принципов работы с другими категориями лиц, отбывающих наказание, являются:

– акцент на индивидуальные формы работы. Групповые методы работы нежелательны, так как практически всегда ведут к сплочению членов коррекционной группы;

Список литературы

1. Антонян Ю.М. Бессознательное в мотивации преступного поведения / Ю.М. Антонян, Е.Г. Самовичев // Криминальная мотивация / Ю.М. Антонян, В.В. Гульдан, В.Н. Кудрявцев [и др.] ; ответственный редактор В.Н. Кудрявцев. Москва : Наука, 1986. 302 с.
2. Антонян Ю.М. Терроризм : криминологическое и уголовно-правовое исследование / Ю.М. Антонян. Москва : Щит-М, 2001. 305 с.
3. Дерюгина Ю.Н. Терроризм: уголовно-правовой и криминологический аспекты : диссертация кандидата юридических наук / Ю.Н. Дерюгина. Москва, 2001. 252 с.
4. Емелин В.А. Терроризм как патологическая форма обретения идентичности в условиях информационного общества / В.А. Емелин // Прикладная психология. 2010. № 4. С. 36–43.
5. Кулакова С.В. Психолого-педагогические аспекты развития компетентности психологов уголовно-исполнительной системы как основа профилактики профессионального выгорания / С.В. Кулакова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2018. №
6. Литвишков В.М. Модель устойчивого развития культуры информационной безопасности в дополнительном профессиональном образовании / В.М. Литвишков, А.В. Вилкова, Б.А. Швырев // Научные труды ФКУ НИИ ФСИН России : научно-практическое ежеквартальное издание. Вы
7. Марьин М.И. Психологическое обеспечение антитеррористической деятельности : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / М.И. Марьин, Ю.Г. Касперович. Москва : Академия, 2007. 208 с.
8. Оганесян С.С. Истоки правового нигилизма нашего народа / С.С. Оганесян // Представительная власть — XXI век: законодательство, комментарии, проблемы. 2011. № 5–6 (108–109). С. 14–21.
9. Оганесян С.С. Формирование правосознания и законопослушания в Торе, Новом Завете и Коране: II. О трактовке категорий «ближний», «брат» и «враг» в свете текстов трех Священных Писаний / С.С. Оганесян // Пространство и Время. 2011. № 3 (5). С. 47–54.
10. Смирнов А.М. Теоретико-правовые основы обеспечения прав осужденных на свободу совести и свободу вероисповедания в России / А.М. Смирнов // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2013. № 4. С. 2–5.
11. Теория обучения и педагогические технологии : учебное пособие / А.В. Вилкова, В.М. Литвишков, Е.Ю. Холопова, М.С. Гузеев. Москва : ФКУ НИИ ФСИН России, 2020. 72 с.
12. Цветкова Н.А. Особенности правового сознания студентов ведомственного вуза ФСИН России и социального вуза / Н.А. Цветкова // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. 2022. № 1. С. 33–37.

Остальные статьи