Пределы уголовно-правовой защиты института адвокатской тайны в контексте противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности в УИС
Аннотация
В статье подвергаются анализу проблемные вопросы уголовно-правовой защиты адвокатской тайны, которая нередко используется ее обладателями вопреки интересам общества и государства в сфере противодействия преступлениям террористического характера и экстремистской направленности. Авторы раскрывают актуальность рассматриваемой проблематики; исследуют содержательное наполнение норм, регулирующих институт адвокатской тайны в России; на основе анализа уголовного законодательства предлагают меры по его совершенствованию в рассматриваемой сфере.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление № 04/2024 |
Страницы | 2-4 |
DOI | 10.18572/2072-4438-2024-4-2-4 |
В последнее время противодействие преступлениям террористического характера и экстремистской направленности становится важнейшим направлением деятельности оперативных подразделений правоохранительных органов. Противоправные деяния, посягающие на нарушение единства и территориальной целостности российского государства, инициирующие дестабилизацию политической и социальной обстановки в стране, особенно в условиях проводящейся специальной военной операции, активно поддерживаемые и финансируемые специальными службами недружественных государств, представляют собой реальную угрозу национальной безопасности России.
Как показывает практика, выявление и привлечение к уголовной ответственности лиц, подготавливающих и совершающих преступления данной окраски, в полной мере не снижает общественной опасности таких преступников, поскольку, даже находясь в местах лишения свободы, они не отказываются от подготовки и совершения террористических и экстремистских преступлений, в том числе активно пытаясь привлечь на свою сторону других осужденных и заключенных под стражу. Кроме того, такие осужденные, как правило, обладают информацией о подготавливаемых и совершаемых преступлениях террористического характера и экстремистской направленности за пределами учреждений УИС, а также о лицах, причастных к этой преступной деятельности. Изложенное обусловливает необходимость первоочередного внимания к таким осужденным со стороны всех структурных подразделений исправительных учреждений и следственных изоляторов.
Вместе с тем проблема противодействия осужденным, подозреваемым и обвиняемым, подготавливающим и совершающим преступления террористического характера и экстремистской направленности, предполагает реализацию комплекса мер не только оперативно-тактического, но и правового характера, которые позволят нивелировать криминогенные факторы, детерминирующие данные преступления в учреждениях УИС и за их пределами.
Ни для кого не секрет, что на этапе предварительного расследования, содержась в СИЗО, а также отбывая наказание, данные лица активно обращаются за правовой помощью к адвокатам, стремясь максимально осложнить процесс установления истины по делу, затянуть расследование уголовного дела и избежать справедливого наказания. При взаимодействии со своим подзащитным адвокаты становятся осведомленными о многих сведениях, в том числе связанных с подготовкой или совершением различных преступных деяний. Используя институт адвокатской тайны, дающий возможность адвокату быть защищенным от вызова и допроса в качестве свидетеля об обстоятельствах, ставших ему известными в связи с обращением к нему за юридической помощью или в связи с ее оказанием, в соответствии с Федеральным законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» (далее — ФЗ Об адвокатской деятельности) адвокаты всегда занимают пассивную позицию по отношению к своей возможности проинформировать соответствующие государственные органы о готовящемся, совершаемом или совершенным преступлением своим подзащитным или иным лицом. Как показывает практика, используя имеющиеся у них сведения о преступной деятельности своих клиентов, а также их связях, адвокаты нередко пытаются различными способами запутать правоохранительные органы, в том числе разрабатывая различные комбинации, связанные с выстраиванием линии защиты, основанной на создании искаженной доказательственной (в том числе свидетельской) базы, демонстрирующей «невиновность» их подопечных. Для этого представители адвокатского сообщества могут пытаться выступать в качестве связующего звена между лицами, содержащимися в учреждении УИС, и их связями, оставшимися на воле, передавая заключенным под стражу и осужденным запрещенные предметы, при этом оставаясь необремененными необходимостью информирования правоохранительных органов об известной им преступной деятельности своих клиентов и других лиц.