Широкое понимание понятия «антимонопольный процесс»
Аннотация
В настоящей статье предпринята попытка выдвинуть концепцию широкого понимания понятия «антимонопольный процесс», изучается, как в административном праве понимается ряд родственных категорий; предлагается включить в понятие антимонопольного процесса не только юрисдикционные, но и административные процедуры и меры, направленные на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, предполагается сформировать антимонопольный процесс как крупную подотрасль конкурентного права.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 04/2024 |
Страницы | 22-25 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-4-22-25 |
Введение. Проблема формирования категории «антимонопольный процесс» для конкурентного права стоит достаточно остро в силу целого ряда причин: от отсутствия единого подхода к пониманию данной категории до проблем юридической техники. Кроме того, необходимо отметить, что автор настоящего исследования цивилист-процессуалист, и взгляды, представленные здесь, диктуются желанием сформировать единый, полноценный институт антимонопольного процесса.
1. Предложение по формированию более качественного блока процедурных норм на уровне Федерального закона от 27 июня 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее ― ЗоЗК) не ново и отстаивалось еще А.Ю. Киневым в докторской диссертации, однако в формате процедуры, а не процесса. Сходные предложения высказывал К.А. Писенко в докторской диссертации, разграничивая административные процедуры по сферам деятельности на юрисдикционные и не юрисдикционные. С.А. Пузыревский также указывал на понятие «процедура», а не процесс. Данным автором устанавливалось существование процедурно-процессуальных отношений в конкурентном праве. М.А. Максимова сделала выбор в пользу процедуры. С.С. Суменков, напротив, поддерживал понимание антимонопольного процесса как квазисудебного административно-юрисдикционного процесса.
Глава 9 ЗоЗК устанавливает процедуру производства по делам о нарушении антимонопольного законодательства (далее ― АМЗ), в ней сосредоточены почти все нормы процессуального характера. Однако значительная часть нормативной базы просто рассредоточена по ЗоЗК и подзаконным актам (это, на наш взгляд, грубое упущение законодателя само по себе). С точки зрения процессуалиста, это выглядит как бессмысленное, хаотичное дробление или раскидывание процессуальных и процедурных норм: да и не все нормы, описанные выше, являются чисто административно-юрисдикционными, но их можно объединить в одну главу, описав отдельные виды производств, разделив по видам административного процесса (юрисдикционные и не юрисдикционные, применение мер предупреждения нарушения АМЗ (предостережение, предупреждение, комплаенс)). Что же представляют собой все эти категории?
2. Надо заметить, что по вопросу соотношения понятий «процесс» и «процедура» в административном праве наблюдается несколько точек зрения: как отмечал В.Ю. Синюгин, первая точка зрения предполагает, что процедура шире, чем процесс; вторая ― что процесс шире процедуры, третья предусматривает равенство понятий по значению и содержанию. Автор настоящей статьи считает, что процесс шире по содержанию процедуры, и будет отталкиваться от данного тезиса.