Дата публикации: 19.09.2024

Правовые особенности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в ходе осуществления корпоративных закупок в условиях санкционной реальности

Аннотация

Автором статьи анализируются правовые аспекты включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в особенности как следствие одностороннего отказа корпоративного заказчика, находящегося под действием иностранных санкций, от исполнения договора. В статье на основе анализа нормативной базы, правоприменительной практики, доктринальных позиций, а также статистических данных сделана попытка проанализировать механизм реализации введенных регуляторных мероприятий по защите интересов заказчиков, находящихся под санкционным давлением. Высказано предположение, что указанный механизм будет направлен на сдерживание и минимизацию негативного эффекта от санкций для корпоративных заказчиков. При этом автором указывается на недостатки проведенных изменений в законе о закупках, в том числе выраженных в отсутствии у участника закупки осведомленности о наличии санкционных ограничений у заказчика, а также отсутствии соразмерности применяемой к поставщику меры ответственности степени причиненного заказчику вреда.




В условиях санкционных ограничений осуществление закупочной деятельности корпоративными заказчиками осложнено рисками неисполнения по заключенным договорам. Факторами, оказывающими влияние на неисполнение обязательств со стороны поставщиков, являются не только недобросовестность поставщиков, но и в условиях ограничительных мер недружественных государств ― запрет на свободный ввоз (вывоз) товаров, логистические проблемы, колебания валютных курсов, затрудняющие ценообразование и исполнение обязательств по заявленной цене. Как было неоднократно отмечено, указанные факторы могут как выступать обстоятельствами непреодолимой силы, так и не являться таковыми. Также необходимо отметить, что прямые санкционные меры оказывают воздействие на корпоративных заказчиков, что проявляется в трудностях с осуществлением платежей, тотальным переходом на импортозамещение и реорганизацией сложившейся производственной кооперации. Учеными отмечается разница по силе воздействия санкций на договорные отношения: от влияния на исполнение обязательств до признания договора фактически недействительным.

Механизм включения сведений о недобросовестных участниках закупки в реестр недобросовестных поставщиков (далее ― реестр) был призван законом о закупках защитить интересы заказчиков, сократив число участников закупки, не способных по ряду причин исполнить принятые на себя обязательства. При этом, согласно существующему правилу, обращение корпоративного заказчика в ФАС России для рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр является обязанностью заказчика, а не его правом.

По мнению О.А. Беляевой, реестр недобросовестных поставщиков ― «способ фиксации именно отрицательной деловой репутации хозяйствующих субъектов». Автор выделяет регулятивные и предупредительные функции реестра и обращает особое внимание на реестр как на удостоверенное соответствующим образом ненадлежащее выполнение лицом своих обязательств. При этом О.А. Беляева отмечает, что включение сведений в реестр никак не может помочь заказчику восстановить свое положение по результатам несостоявшейся закупки или расторгнутого с поставщиком договора.

Д.А. Чваненко приходит к выводу, что включение сведений в реестр выступает в качестве «квазиадминистративного наказания», в связи с чем для уполномоченного органа принципиально важным является установление вины поставщика.

В. Никулина рассматривает включение поставщика в реестр «в качестве штрафной административной санкции», при этом задаваясь вопросом: наделен ли контролирующий орган полномочиями по установлению вины поставщика?

Список литературы

1. Байрашев В. Закупки по Закону № 223-ФЗ в период санкций : практический комментарий к изменениям законодательства / В. Байрашев // ПРОГОСЗАКАЗ.РФ. 2022. № 6.
2. Беляева О.А. Деловая репутация участников корпоративных закупок в контексте реестра недобросовестных поставщиков / О.А. Беляева // Журнал российского права. 2018. № 4. С. 54–63. DOI:10.12737/art_2018_4_6
3. Беляева О.А. Корпоративные закупки: проблемы правового регулирования : научно-практическое пособие / О.А. Беляева. Москва : ИЗиСП, Юриспруденция, 2018. 311 с.
4. Власова А.С. Становление «личности» коммерческой корпоративной организации: теоретические и практические аспекты / А.С. Власова, Н.М. Удалова, К.С. Кочкурова // Право и экономика. 2015. № 9. С. 43–52.
5. Воскобойник И.А. Влияние односторонних санкций на договорные обязательства: основные теоретические подходы / И.А. Воскобойник // Журнал российского права. 2024. № 6. С. 135–147. DOI:10.61205/S160565900028641-9
6. Никулина В. Включение контрагента в реестр недобросовестных поставщиков как вид административной ответственности / В. Никулина // Административное право. 2017. № 3. С. 31–36.
7. Старженецкий В.В. Российское антисанкционное регулирование: современное состояние и пути совершенствования / В.В. Старженецкий, В.А. Бутырина, К.С. Курицына // Закон. 2021. № 3. С. 119–142.
8. Тихомиров П.А. Реестр недобросовестных поставщиков: требуется совершенствование / П.А. Тихомиров // Российское конкурентное право и экономика. 2020. № 4. С. 70–83. DOI:10.47361/2542-0259-2020-4-24-70-83
9. Чваненко Д.А. Правовая природа реестра недобросовестных поставщиков / Д.А. Чваненко // Юрист. 2014. № 24. С. 22–26.

Остальные статьи