Правовые особенности включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в ходе осуществления корпоративных закупок в условиях санкционной реальности
Аннотация
Автором статьи анализируются правовые аспекты включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в особенности как следствие одностороннего отказа корпоративного заказчика, находящегося под действием иностранных санкций, от исполнения договора. В статье на основе анализа нормативной базы, правоприменительной практики, доктринальных позиций, а также статистических данных сделана попытка проанализировать механизм реализации введенных регуляторных мероприятий по защите интересов заказчиков, находящихся под санкционным давлением. Высказано предположение, что указанный механизм будет направлен на сдерживание и минимизацию негативного эффекта от санкций для корпоративных заказчиков. При этом автором указывается на недостатки проведенных изменений в законе о закупках, в том числе выраженных в отсутствии у участника закупки осведомленности о наличии санкционных ограничений у заказчика, а также отсутствии соразмерности применяемой к поставщику меры ответственности степени причиненного заказчику вреда.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 04/2024 |
Страницы | 15-18 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-4-15-18 |
В условиях санкционных ограничений осуществление закупочной деятельности корпоративными заказчиками осложнено рисками неисполнения по заключенным договорам. Факторами, оказывающими влияние на неисполнение обязательств со стороны поставщиков, являются не только недобросовестность поставщиков, но и в условиях ограничительных мер недружественных государств ― запрет на свободный ввоз (вывоз) товаров, логистические проблемы, колебания валютных курсов, затрудняющие ценообразование и исполнение обязательств по заявленной цене. Как было неоднократно отмечено, указанные факторы могут как выступать обстоятельствами непреодолимой силы, так и не являться таковыми. Также необходимо отметить, что прямые санкционные меры оказывают воздействие на корпоративных заказчиков, что проявляется в трудностях с осуществлением платежей, тотальным переходом на импортозамещение и реорганизацией сложившейся производственной кооперации. Учеными отмечается разница по силе воздействия санкций на договорные отношения: от влияния на исполнение обязательств до признания договора фактически недействительным.
Механизм включения сведений о недобросовестных участниках закупки в реестр недобросовестных поставщиков (далее ― реестр) был призван законом о закупках защитить интересы заказчиков, сократив число участников закупки, не способных по ряду причин исполнить принятые на себя обязательства. При этом, согласно существующему правилу, обращение корпоративного заказчика в ФАС России для рассмотрения вопроса о включении сведений в реестр является обязанностью заказчика, а не его правом.
По мнению О.А. Беляевой, реестр недобросовестных поставщиков ― «способ фиксации именно отрицательной деловой репутации хозяйствующих субъектов». Автор выделяет регулятивные и предупредительные функции реестра и обращает особое внимание на реестр как на удостоверенное соответствующим образом ненадлежащее выполнение лицом своих обязательств. При этом О.А. Беляева отмечает, что включение сведений в реестр никак не может помочь заказчику восстановить свое положение по результатам несостоявшейся закупки или расторгнутого с поставщиком договора.
Д.А. Чваненко приходит к выводу, что включение сведений в реестр выступает в качестве «квазиадминистративного наказания», в связи с чем для уполномоченного органа принципиально важным является установление вины поставщика.
В. Никулина рассматривает включение поставщика в реестр «в качестве штрафной административной санкции», при этом задаваясь вопросом: наделен ли контролирующий орган полномочиями по установлению вины поставщика?