Правовое регулирование добросовестных практик в сфере предпринимательства
Аннотация
В представленной статье рассматриваются особенности правового регулирования добросовестных практик при осуществлении предпринимательской деятельности. По мнению автора, поддержание системы добросовестных практик направлено на урегулирование наиболее сложных вопросов взаимодействия предпринимателей с иными заинтересованными участниками предпринимательской деятельности. В условиях современного рынка добросовестные практики рассматриваются в контексте общей проблемы гражданской ответственности и устойчивого развития бизнеса. Указанные проблемы исследуются в качестве структурного элемента корпоративной социальной ответственности бизнеса.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 04/2024 |
Страницы | 7-10 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-4-7-10 |
В условиях современной рыночной экономики особую актуальность приобретает проблема правового стимулирования правомерного поведения предпринимателей, активно взаимодействующих с государственными органами власти, органами местного самоуправления и иными участниками экономических отношений. Указанное стимулирование осуществляется посредством разработки специальных нормативных правовых актов, предполагающих использование социально-этических принципов современного предпринимательства.
В последнее время представители бизнес-сообщества осуществляют разработку локальных нормативных актов, обеспечивающих поддержание добросовестных практик в сфере предпринимательства. Последовательное внедрение указанных практик направлено на создание сбалансированной системы законодательных предписаний, обеспечивающих взаимодействие отдельных субъектов экономической деятельности, вовлеченных в сложившуюся систему хозяйственно-экономических отношений.
В зарубежных странах добросовестные практики, включаемые в структуру стандартов ESG, и некоторые иные практики направлены на защиту общественных интересов и реализацию целей устойчивого развития. Информация о соблюдении добросовестных практик свидетельствует об устойчивости компании, что повышает ее инвестиционную привлекательность. Подобная информация учитывается при комплексной оценке общих финансовых результатов компании, стремящейся к расширению внешних контактов с контрагентами.
Стоит отметить, что концептуальная идея о необходимости продвижения принципов добросовестной практики включается в структуру принципов ESG. Указанное направление неразрывно связано с иными традиционными элементами социальной ответственности бизнеса, такими как: ответственное отношение к окружающей среде (environment), социальная политика (social), а также социальная ответственность в сфере корпоративного управления (governance). Более того, соблюдение добросовестности в системе управления корпорацией является тем самым фундаментом, на котором выстраиваются базовые практики устойчивого развития.
К числу основных причин, способствовавших развитию добросовестных практик, принято относить интеллектуальное обогащение концепции социальной ответственности бизнеса за счет теории «этики бизнеса», сформировавшейся в США и Западной Европе. Этические вопросы ведения бизнеса приобретали актуальность на фоне участившихся проявлений коррупции, касались воспитания бизнесменов в духе «этического сознания», трактовавшегося с позиции этики утилитаризма, этики долга (деонтической этики) и этики справедливости.