Дата публикации: 19.09.2024

Останется ли цена ключевым фактором формирования конкурентных стратегий в период цифровизации?

Аннотация

Оказывая значительное влияние на отдельные отраслевые товарные рынки, цифровизация влияет и на конкурентные отношения на данных рынках. Формирование конкурентных стратегий в цифровой экономике имеет весьма значительную специфику. Это касается прежде всего формирования цены и совершения ценовых нарушений правил конкуренции. В представленной статье рассматриваются различные аспекты влияния цифровизации на условие о цене; автор статьи доказывает, что, несмотря на специфику ценообразования на отдельных товарных рынках, прежде всего на цифровых рынках, цена остается важнейшим механизмом конкурентной борьбы и ценовые нарушения правил конкуренции по-прежнему могут оказывать крайне негативное влияние на данные рынки.




Цифровые технологии, порожденные эпохой четвертой промышленной революции, формируют качественно новое содержание экономических отношений. Согласно паспорту национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», в части нормативного регулирования цифровой среды была поставлена задача создания системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере.

Оказывая глубинное влияние на отраслевые товарные рынки, цифровизация тем самым влияет и на конкурентные отношения на данных рынках. В научных работах, посвященных проблемам конкуренции, все чаще можно услышать позицию, что в период цифровизации цена перестает быть основным средством конкурентной борьбы. В рамках настоящей статьи мы постараемся ответить на вопрос, так ли это. С этой целью рассмотрим влияние цифровизации на ценовую конкуренцию применительно к различным аспектам формирования цены ― от цифровизации тарифного регулирования до монетизации доходов цифровых платформ.

Тарифное регулирование

Согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования», функция регулирования тарифов была передана ФАС России. В настоящее время вопросы тарифного регулирования в деятельности антимонопольной службы занимают одно из ключевых мест.

Согласно разъяснению ФАС России № 10 «О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования», «государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в сферах экономики, имеющих важное социальное значение, в частности, электроэнергетика, газ, нефть, железнодорожный транспорт, аэропорты и транспортные терминалы, услуги связи, лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, медицинские изделия, перевозка пассажиров транспортом общего пользования».

Список литературы

1. Ашфа Д.М. Антиконкурентные практики на цифровых рынках и правовые способы их пресечения / Д.М. Ашфа // Журнал российского права. 2024. № 4. С. 89–102.
2. Варламова А.Н. Развитие конкурентных отношений в цифровой экономике / А.Н. Варламова // Коммерческое право. Научно-практический журнал. 2021. № 3.
3. Васильев Д.А. Особенности антимонопольной политики в сфере электроэнергетики / Д.А. Васильев // Правовая парадигма энергетики в условиях устойчивого экономического роста / под редакцией А.Н. Варламовой, О.А. Символокова. Москва : Издательская группа «Юрис
4. Егорова М.А. Антимонопольное регулирование в условиях цифровизации. Современные вызовы доверию между бизнесом, обществом и властью / М.А. Егорова. Москва : Проспект, 2023. 112 с.
5. Егорова М.А. Цифровая (платформенная) экономика в свете антимонопольного регулирования (сетевой эффект, цифровая платформа, запрет монополистической деятельности) / М.А. Егорова, Д.А. Петров, В.Ф. Попондопуло // Конкурентное право. 2024. № 1. С. 2–5.
6. Карлаш Д.С. Правовое регулирование отношений по использованию больших данных в предпринимательской деятельности : автореферат диссертации кандидата юридических наук / Д.С. Карлаш. Москва, 2024. 25 с.
7. Маркова О.А. Определение границ релевантных рынков с платформами в целях антимонопольного регулирования : автореферат диссертации кандидата юридических наук / О.А. Маркова. Москва, 2023. 27 с.
8. Шаститко А.Е. Как настроить механизмы ценообразования в рамках госконтракта / А.Е. Шаститко, А.И. Мелешина // Конкуренция и право. 2023. № 4.
9. Ючинсон К.С. Злоупотребление доминирующим положением путем «связывания»: дела против компаний Microsoft и Google в Евросоюзе / К.С. Ючинсон // Журнал предпринимательского и корпоративного права. 2018. № 3.

Остальные статьи