Останется ли цена ключевым фактором формирования конкурентных стратегий в период цифровизации?
Аннотация
Оказывая значительное влияние на отдельные отраслевые товарные рынки, цифровизация влияет и на конкурентные отношения на данных рынках. Формирование конкурентных стратегий в цифровой экономике имеет весьма значительную специфику. Это касается прежде всего формирования цены и совершения ценовых нарушений правил конкуренции. В представленной статье рассматриваются различные аспекты влияния цифровизации на условие о цене; автор статьи доказывает, что, несмотря на специфику ценообразования на отдельных товарных рынках, прежде всего на цифровых рынках, цена остается важнейшим механизмом конкурентной борьбы и ценовые нарушения правил конкуренции по-прежнему могут оказывать крайне негативное влияние на данные рынки.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Конкурентное право № 04/2024 |
Страницы | 2-7 |
DOI | 10.18572/2225-8302-2024-4-2-7 |
Цифровые технологии, порожденные эпохой четвертой промышленной революции, формируют качественно новое содержание экономических отношений. Согласно паспорту национального проекта «Цифровая экономика Российской Федерации», в части нормативного регулирования цифровой среды была поставлена задача создания системы правового регулирования цифровой экономики, основанной на гибком подходе в каждой сфере.
Оказывая глубинное влияние на отраслевые товарные рынки, цифровизация тем самым влияет и на конкурентные отношения на данных рынках. В научных работах, посвященных проблемам конкуренции, все чаще можно услышать позицию, что в период цифровизации цена перестает быть основным средством конкурентной борьбы. В рамках настоящей статьи мы постараемся ответить на вопрос, так ли это. С этой целью рассмотрим влияние цифровизации на ценовую конкуренцию применительно к различным аспектам формирования цены ― от цифровизации тарифного регулирования до монетизации доходов цифровых платформ.
Тарифное регулирование
Согласно Указу Президента РФ от 21 июля 2015 г. № 373 «О некоторых вопросах государственного управления и контроля в сфере антимонопольного и тарифного регулирования», функция регулирования тарифов была передана ФАС России. В настоящее время вопросы тарифного регулирования в деятельности антимонопольной службы занимают одно из ключевых мест.
Согласно разъяснению ФАС России № 10 «О применении антимонопольными органами антимонопольного законодательства в целях выявления и пресечения нарушений порядка ценообразования», «государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в сферах экономики, имеющих важное социальное значение, в частности, электроэнергетика, газ, нефть, железнодорожный транспорт, аэропорты и транспортные терминалы, услуги связи, лекарственные препараты, алкогольная и табачная продукция, медицинские изделия, перевозка пассажиров транспортом общего пользования».