Правовая неопределенность и судебные доктрины как средство ее преодоления
Аннотация
Автор исследует проблемы неопределенности в науке в целом и в юриспруденции в частности. Автором сделан вывод, что использование судебных доктрин при разрешении споров следует рассматривать как весьма перспективный способ преодоления неопределенности в праве, т.е. как канал перехода от неопределенности к определенности в процессе правоприменения.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 10/2024 |
Страницы | 50-53 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-10-50-53 |
Принцип неопределенности универсален для всех состояний материи и сознания. Категория «неопределенность» носит поистине фундаментальный и междисциплинарный характер. Феномен неопределенности выступает объектом познания не только философии, но и самых различных научных дисциплин — точных, естественных, гуманитарных. Разумеется, конкретно-исторические контексты и коннотации накладывают свою специфику и приоритеты на изучение феномена неопределенности, его онтологическое понимание и аксиологические оценки.
Обратившись к генезису философской мысли, мы обнаружим многочисленные попытки мыслителей прошлого осмыслить различные грани феномена неопределенности. Одним из первых к нему обратился Анаксимандр Милетский, обосновавший наличие некоей единой и безграничной первосубстанции — апейрона, который выступает первичной сущностью (первоначалом) каждого явления; апейрон неисчерпаем и «объемлет все миры». У универсального первоначала, по мнению Анаксимандра, нет ни формы, ни пределов, ни источника — он неисчерпаем, вечен; тем самым неопределенность достигает здесь наивысшего выражения. Всякая вещь, обретая конкретную форму, границы, начало и конец, являет собой переход от неопределенности к определенности, а утратив (по истечении срока своего существования) эти качества — возвращается обратно, к безграничному первоначалу. Итак, неопределенность и определенность представляют картину бесконечных чередований и взаимопереходов.
Идею неопределенности как исходной точки каждого явления подхватили и развили пифагорейцы, школа которых пришла к заключению о том, что первоматерия всегда является пассивной, непостоянной, текучей, неопределенной, и, лишь будучи подвержена влиянию мира идей, базирующегося на математических (числовых) законах, она может обрести определенные контуры того или иного предмета (явления).
В учении Платона дихотомия определенность vs неопределенность разворачивается в противопоставлении мира сущностно-идеального и мира материально-осязаемого. Первый мир — совершенный мир образов, где царят определенность, упорядоченность, совершенство, во втором мире несовершенных материальных объектов господствует хаос, неустойчивость, изменчивость, неопределенность.
Неопределенность, по словам Аристотеля, вытекает из изменчивой сути реального существования всякой вещи объективного мира. Причина неопределенности, по Аристотелю, кроется в многовариантности развития всего сущего, его нахождении в постоянном движении, постоянной изменчивости и трансформации. Переход от неопределенности к определенности происходит тогда, когда идея (форма) воплощается в реальность (материальный субстрат).