Проблемы правового регулирования института представительства и смежных с ним институтов гражданского процессуального права
Аннотация
В статье исследуются проблемы института представительства в гражданском процессе. На основе ретроспективного анализа гражданского процессуального законодательства, зарубежного опыта автор приходит к выводу, что оплата за оказание лицу, участвующему в деле, неквалифицированной юридической помощи не должна возмещаться проигравшей дело стороной. «Разумные пределы» как критерий определения размера возмещения расходов на судебного представителя не способствует определенности судебной практики. Квалифицированная юридическая помощь имеет рыночную цену, однако возмещение расходов на представителя разумно ограничить государственными тарифами, чтобы избежать злоупотреблений.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Российский судья № 10/2024 |
Страницы | 2-8 |
DOI | 10.18572/1812-3791-2024-10-2-8 |
Несмотря на отсутствие в доктрине цивилистического гражданского процесса соответствующего обоснования, законодателем в институт представительства последовательно вносятся изменения, анализ которых свидетельствует о переходе к профессиональному судебному представительству. Сказанное подтверждает относительно недавняя законодательная инициатива Верховного Суда РФ (ВС РФ) о внесении изменений в ст. 49 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее — ГПК РФ), согласно которым представлять интересы участвующих в деле лиц в судах всех уровней могут адвокаты, лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности. Предложенные изменения не коснулись ч. 4 ст. 49 ГПК РФ, в которой предусмотрены исключения из общих требований к представителям в суде. Законопроект Верховного Суда РФ № 235526-8 был внесен в Государственную Думу 15 ноября 2022 г. и принят в первом чтении 19 июля 2023 г. На сегодняшний день статус законопроекта не изменился.
Соответствующие изменения в институт представительства начались в арбитражном процессе: ч. 5 ст. 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) был установлен ограниченный перечень субъектов, которые могут выступать представителями организаций в арбитражном суде: их руководители, штатные работники организации, адвокаты.
Изначально такое ограничение числа лиц, могущих представлять интересы организаций в суде, вызвало критику юридического сообщества. Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации (КС РФ) от 16 июля 2004 г. № 15-П указанная часть была признана не соответствующей Конституции Российской Федерации (далее — Конституция РФ) и утратила силу. Часть 3 статьи 59 АПК РФ в редакции Федерального закона от 31 марта 2005 г. № 25-ФЗ «О внесении изменений в Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации и признании утратившим силу Федерального закона “О внесении изменения в статью 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации”» предусматривала, что представителями в арбитражном суде могут быть адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица безотносительно к наличию у них высшего юридического образования или иных квалификационных требований.
Следующий этап реформирования института представительства начался с принятием в 2015 г. Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее — КАС РФ). Согласно части 1 статьи 55 КАС РФ в первоначальной редакции, представителями в суде по административным делам могли быть лица, имеющие высшее юридическое образование. Федеральным законом от 2 июня 2016 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений в статьи 55 и 57 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации» эта норма дополнена указанием на адвоката как представителя по административным делам.
Далее Федеральным законом от 28 ноября 2018 г. № 451-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в АПК РФ, КАС РФ внесены изменения и дополнения, устанавливающие единые требования к представителю в арбитражном и административном процессе: представлять интересы участвующих в деле лиц могут только адвокаты или лица, имеющие высшее юридическое образование либо ученую степень по юридической специальности (ч. 3 ст. 59 АПК РФ, ч. 1 ст. 55 КАС РФ).