Дата публикации: 12.09.2024

Применение машиночитаемых доверенностей для развития института электронной подписи

Аннотация

В статье выявлены проблемы регулирования машиночитаемых доверенностей, применяемых в сфере электронной коммерции. Автором обосновано, что данные проблемы препятствуют развитию института электронной подписи. В результате выработаны обоснованные предложения по устранению проблем, связанных с применением машиночитаемых доверенностей. А также на основе научного анализа действующего законодательства и доктринальных подходов дано определение машиночитаемой доверенности.




В настоящий период происходит реформа института электронной подписи, которая выражается во внедрении в 2021 г. машиночитаемых доверенностей (далее — МЧД). Она внедрена с целью минимизации количества совершения мошеннических действий при использовании сертификатов квалифицированной электронной подписи индивидуальных предпринимателей и юридических лиц (далее — КЭП). Однако неготовность законодательной базы и цифровых источников понуждает государство каждый раз продлевать переходный период по обязательному использованию МЧД. И согласно последним изменениям Федерального закона от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи», внесенным Федеральным законом от 4 августа 2023 г. № 457-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», переходный период продлили до 1 сентября 2024 г.

Поскольку использование МЧД является новым этапом развития электронной подписи, доктринальные пробелы опосредуют недочеты в законодательной базе. В Федеральном законе от 6 апреля 2011 г. № 63-ФЗ «Об электронной подписи» (далее — ФЗ № 63) содержатся некоторые нормы о доверенностях, необходимых для использования КЭП. Так, законодатель в ст. 17.2 и 17.3 ФЗ № 63 указывает на необходимость подписания документов организации с помощью КЭП доверенного лица и с приложением выданной доверенности к пакету документов. При этом выдаваемая доверенность в электронной форме должна быть подписана с помощью КЭП доверителя — руководителя организации или индивидуального предпринимателя. В этой связи можно констатировать, что такие доверенности выдаются и действуют в рамках электронной коммерции. Поскольку законодатель наделяет КЭП статусом аналога собственноручной подписи, ее использование в сфере электронной коммерции не ограничено. КЭП используется в таких основных секторах электронной коммерции, как: электронный документооборот, электронная торговля, электронные банковские операции, маркировка товаров, сдача электронной отчетности в контролирующие органы, участие в электронных торгах и закупках, подача документов в судебные органы. В приведенных областях использование КЭП осуществляется путем входа на различные электронные порталы с целью подписания и отправки необходимых документов. Так, согласно законодательству, машиночитаемые доверенности выдаются на право использования КЭП с целью подписания документов организации. Однако сертификат КЭП принадлежит исключительно его владельцу, который вправе подписывать документы с помощью КЭП без выдачи на это доверенностей. Исходя из этого, формулировка в ст. 17.5 является спорной, поскольку такие доверенности должны выдаваться не на право использования КЭП для подписания документов, а на право подписания документов организации с помощью КЭП доверенного лица.

При этом ст. 17.5 ФЗ № 63 указывает, что доверенности, закрепленные в ст. 17.2 и 17.3, должны оформляться в соответствии с общими положениями Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ). В этой связи возникает проблема соответствия МЧД доверенностям, которые регламентированы нормами ГК РФ с целью оформления по аналогии. Так, кодекс в ст. 185 содержит понятие доверенности: «письменное уполномочие, выдаваемое одним лицом другому для представительства перед третьими лицами». С учетом легального определения классические доверенности в рамках коммерции могут выдаваться для достижения различных целей по представлению интересов организации. В то время как машиночитаемые доверенности выдаются только с целью подписания корпоративных документов с использованием КЭП, что значительно сужает объем полномочий, выдаваемых по МЧД.

Так, при оформлении классических доверенностей согласия доверенного лица на выдачу доверенности не требуется. Однако, аналогичным образом оформляя МЧД, возможен значительный объем отказов доверенных лиц от полномочий. Выдаваемые в небольшом количестве классические доверенности предоставляются в бумажном виде доверенному лицу, которое осознает цель выдачи ему такой доверенности. Это минимизирует риски отказа от полномочий. Однако в рамках электронной коммерции с учетом большого количества сотрудников и законодательной обязанности по выдаче МЧД количество выдаваемых доверенностей увеличится. Учитывая тот факт, что МЧД могут оформляться не только в Едином блокчейн-хранилище ФНС, но и в электронных системах операторов ЭДО, за каждую оформленную МЧД организация несет финансовые затраты. Отказ лиц от полномочий будет существенно тормозить работу организации, а также накладывать соответствующую финансовую нагрузку.

Список литературы

1. Бобриков Д.А. Внедрение системы работы с машиночитаемыми доверенностями через средства API в системе 1С: Документооборот / Д.А. Бобриков, Н. Калиневич // Интеллектуальные технологии на транспорте. 2023. № 4. С. 13–18.
2. Хузина Н.Ю. Особенности использования электронной подписи субъектами электронной коммерции / Н.Ю. Хузина // Наука и образование: хозяйство и экономика; предпринимательство; право и управление. 2023. № 11 (162). С. 91–95.

Остальные статьи