Эксперименты по направлению финансового рынка: виды, сферы внедрения и проблемы правового регулирования
Аннотация
Работа посвящена изучению специфики правового регулирования институтов экспериментально-правового режима и регулятивной песочницы Банка России. Дана оценка эффективности проведения экспериментов по направлению финансового рынка, определены приоритетные сферы внедрения специального регулирования. Автором рассматривается возможность доработки законодательства посредством применения экспериментально-правового режима в части расширения перечня субъектов рынка цифровых финансовых активов, внедрения новых инфраструктурных механизмов. Также в рамках принятия Федерального закона от 11 марта 2024 г. № 45-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дается оценка перспектив использования цифровых финансовых активов при осуществлении международных внешнеторговых расчетов.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Право и бизнес № 03/2024 |
Страницы | 2-10 |
DOI | 10.18572/2712-8865-2024-3-2-10 |
В эпоху повсеместной цифровизации, а также поиска альтернатив традиционному фондовому рынку, усиленной токенизации и «активации» того, что раньше не было представлено или торгуемо, заинтересованность во внедрении новых цифровых технологий, порождающих инновационный финансовый продукт на соответствующем рынке, возрастает с геометрической прогрессией.
В силу применения законодателем отлагательного приема по вопросу вступления в силу Федерального закона от 31 июля 2020 г. № 258-ФЗ «Об экспериментальных правовых режимах в сфере цифровых инноваций в Российской Федерации» с конца января 2021 г. в России появилась возможность внедрения цифровых инноваций в рамках экспериментально-правового режима, в том числе на финансовом рынке.
На сегодняшний день возможность апробации финансового инновационного продукта существует в двух формах: экспериментально-правовое регулирование и регулятивная песочница Банка России. Стоит отметить, что упомянутые инициативы отличаются друг от друга как порядком, так и целями их внедрения, при условии, что Банк России выступает регулятором и в первом, и во втором случаях.
Так, например, ЦБ РФ определяются направления пилотирования и для ЭПР, и для регулятивной песочницы.
В соответствии с информацией, представленной в таблице, можно сделать вывод, что рекомендаций направлений для применения регулятивной песочницы ЦБ РФ вдвое меньше, нежели перечень технологий для ЭПР. При этом в случае с экспериментально-правовым режимом перечень технологий является закрытым, а в случае с регулятивной песочницей — имеется возможность его расширения.