Дата публикации: 12.09.2024

Феномен семейного предприятия в праве Германии

Аннотация

В статье анализируются понятие, признаки и роль семейных предприятий в экономике Германии. Выделен критерий отнесения предприятий к числу семейных — единство собственности и управления, т.е. контроль семьи, и выработаны его показатели. Обозначены модели семейных предприятий. Исследовано понятие «предприятие» в различных отраслях права Германии. Сделан вывод о нетождественности его содержания в связи с различными целями правового регулирования. Выявлены особенности имущественных отношений между супругами как участниками семейного предприятия, а также перехода предприятия в порядке универсального правопреемства в случае смерти одного из участников.




Семейные предприятия составляют основу экономики Германии. По данным статистики, в Германии действуют 3 435 478 предприятий, из них 90% (2,95 млн) относятся к семейным предприятиям; в том числе 591 000 предприятий, или 18% семейных предприятий, являют собой женское предпринимательство.

В законодательстве не содержится легального определения семейного предприятия.

Для квалификации предприятия в качестве семейного, как правило, используется критерий единства собственности и управления. Боннский институт исследований малого и среднего бизнеса (Institut für Mittelstandsforschung, Bonn) выделяет показатели, отражающие единство собственности и управления для признания предприятия семейным. Отметим, что предприятие создается в качестве юридического лица или неправосубъектного образования. Организационно-правовые формы прописаны в корпоративном законодательстве. Наиболее распространенными среди юридических лиц являются AG (акционерное общество), GmbH (ООО), а среди неправосубъектных образований — KG (коммандитное общество), OHG (открытое торговое общество).

Согласно позиции Боннского института исследований малого и среднего бизнеса семейным является такое предприятие, в котором, по крайней мере, двум физическим лицам или членам их семей принадлежит не менее 50% доли в предприятии и одновременно они являются его управляющими. В доктрине анализируются два вида определений семейного предприятия. Во-первых, семейным считают предприятие, в котором доли участия принадлежат лицу, семье или нескольким семьям. Во-вторых, предприятие признают семейным, если одна или несколько семей оказывают влияние на управление предприятием. Можно сделать вывод, что семейным является предприятие, которое контролируется одной или несколькими семьями. Вызывает вопросы квалификация в качестве семейного предприятия «компании одного лица». Исходя из анализируемого определения семейного предприятия, полагаем возможным квалифицировать «компанию одного лица» в указанном качестве.

Понятие «семейное предприятие» (das Familienunternehmen) обычно употребляют как синоним категории «малые и средние предприятия» (die Kleime und Mittlere Unternehmen — KMU) в рамках особой модели экономики, сложившейся в Германии и обозначаемой особым термином Mittelstand. Однако характеристика семейного предприятия не зависит от размера его доходов и численности работников. Другое дело, что чаще всего KMU представлены именно этим типом предприятий. Вместе с тем семейными являются и крупные предприятия. Они принадлежат таким могущественным семьям, как: Тиссен, Байер, Флик, Сименс Квандит, Опель, Бош, Грундиг, Неккерман.

Список литературы

1. Brox, H. Handelsrecht mit Grundzügen des Wertpapierrechts / H. Brox, M. Henssler. 21 neu bearb. Auflage. München : Verlag C.H. Beck, 2011. 356 s.
2. Kapelle K.-H. Handelsrecht. Ein Studienbuch / K.-H. Kapelle. 12, neuarb. Auflage. München und Berlin : C. H. Beck'sche Verlagsbuchhandlung, 1967. 146 s.
3. Schmidt, K. Gesellschaftrecht / K. Schmidt. 4, völlig neu bearb. und erweit. Auflage. Köln, Berlin, Bonn, München : Carl Heymanns Verlag KG, 2002. 1964 s.
4. Schwarz, R. Die Definition von Familienunternehmen / R. Schwarz // Rainer Schwarz Nachfolgeberatung. URL: <a href="https://rainer-schwarz-nachfolgeberatung.de/wissenswertes/familienunternehmen-definition." target="_blank">https://rainer-schwarz-nachfolgeberatung.de/wissenswertes/familienunternehmen-definition.</a>
5. Tagiuri, R. On the goals of successful family companies / R. Tagiuri, J. Davis // Family Business Review. 1992. Vol. 5. P. 43–62.

Остальные статьи