Феномен семейного предприятия в праве Германии
Аннотация
В статье анализируются понятие, признаки и роль семейных предприятий в экономике Германии. Выделен критерий отнесения предприятий к числу семейных — единство собственности и управления, т.е. контроль семьи, и выработаны его показатели. Обозначены модели семейных предприятий. Исследовано понятие «предприятие» в различных отраслях права Германии. Сделан вывод о нетождественности его содержания в связи с различными целями правового регулирования. Выявлены особенности имущественных отношений между супругами как участниками семейного предприятия, а также перехода предприятия в порядке универсального правопреемства в случае смерти одного из участников.
Ключевые слова
Тип | Статья |
Издание | Предпринимательское право № 03/2024 |
Страницы | 37-43 |
DOI | 10.18572/1999-4788-2024-3-37-43 |
Семейные предприятия составляют основу экономики Германии. По данным статистики, в Германии действуют 3 435 478 предприятий, из них 90% (2,95 млн) относятся к семейным предприятиям; в том числе 591 000 предприятий, или 18% семейных предприятий, являют собой женское предпринимательство.
В законодательстве не содержится легального определения семейного предприятия.
Для квалификации предприятия в качестве семейного, как правило, используется критерий единства собственности и управления. Боннский институт исследований малого и среднего бизнеса (Institut für Mittelstandsforschung, Bonn) выделяет показатели, отражающие единство собственности и управления для признания предприятия семейным. Отметим, что предприятие создается в качестве юридического лица или неправосубъектного образования. Организационно-правовые формы прописаны в корпоративном законодательстве. Наиболее распространенными среди юридических лиц являются AG (акционерное общество), GmbH (ООО), а среди неправосубъектных образований — KG (коммандитное общество), OHG (открытое торговое общество).
Согласно позиции Боннского института исследований малого и среднего бизнеса семейным является такое предприятие, в котором, по крайней мере, двум физическим лицам или членам их семей принадлежит не менее 50% доли в предприятии и одновременно они являются его управляющими. В доктрине анализируются два вида определений семейного предприятия. Во-первых, семейным считают предприятие, в котором доли участия принадлежат лицу, семье или нескольким семьям. Во-вторых, предприятие признают семейным, если одна или несколько семей оказывают влияние на управление предприятием. Можно сделать вывод, что семейным является предприятие, которое контролируется одной или несколькими семьями. Вызывает вопросы квалификация в качестве семейного предприятия «компании одного лица». Исходя из анализируемого определения семейного предприятия, полагаем возможным квалифицировать «компанию одного лица» в указанном качестве.
Понятие «семейное предприятие» (das Familienunternehmen) обычно употребляют как синоним категории «малые и средние предприятия» (die Kleime und Mittlere Unternehmen — KMU) в рамках особой модели экономики, сложившейся в Германии и обозначаемой особым термином Mittelstand. Однако характеристика семейного предприятия не зависит от размера его доходов и численности работников. Другое дело, что чаще всего KMU представлены именно этим типом предприятий. Вместе с тем семейными являются и крупные предприятия. Они принадлежат таким могущественным семьям, как: Тиссен, Байер, Флик, Сименс Квандит, Опель, Бош, Грундиг, Неккерман.